Федеральная программа «Обучение служением»
Обучение служением — педагогический подход, реализуемый в различных формах (проектно-ориентированная дисциплина, подготовка ВКР, практическая подготовка и др.), заключающийся в решении обучающимися социально значимой задачи в рамках основной образовательной программы и направленный на достижение образовательных результатов: развития гражданственности, социальной ответственности, патриотизма и лидерства одновременно с развитием профессиональных компетенций.
Подход «Обучение служением» позволяет обучающимся внести вклад в общество и при этом глубже освоить свою образовательную программу, а также осознать влияние своей будущей профессии на окружающий мир.
КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ «ОБУЧЕНИЯ СЛУЖЕНИЕМ»:
- Решение социально-значимых задач. Проектная деятельность в рамках обучения служением нацелена на решение реальных задач и достижение позитивных социальных изменений путем получения продуктового результата, что предполагает непосредственное взаимодействие обучающихся с некоммерческими организациями и другими социальными заказчиками.
- Связь с образовательной программой. Содержание проектов обучения служением тесно связано с направлением подготовки студентов. Опыт такой проектной деятельности обогащает понимание учебного материала и приводит к достижению значимого образовательного результата.
- Рефлексивность. Рефлексия деятельности и опыта гражданского участия является центральным элементом обучения служением. Рефлексивные мероприятия включают обсуждение опыта, проработку того, что обучающиеся узнали, как это повлияло на их ценностные ориентации и как этот опыт связан с будущей профессией.
- Гражданственность. Обучение служением имеет целью не только академические достижения студентов, но и воспитание в них чувства гражданской ответственности, солидарности и желания вносить свой вклад в развитие общества.
- Наставничество. В обучении служением преподаватели выполняют функции наставников, обеспечивающих обучающимся необходимую свободу деятельности и одновременно поддержку и формирующее оценивание во время реализации общественного проекта.
В течение последних нескольких лет подход тестировался в ряде российских вузов, а в 2023/2024 учебном году программа в пилотном режиме была внедрена в 133 вузах и трех колледжах в 63 регионах страны. Участниками программы стали более 52 тыс. студентов и 1,3 тыс. преподавателей. С начала учебного года студенческие команды реализовали 860 социальных проектов.
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ: