20.12.2018

«ГАУГН в лицах»: Николай Никулин

Наш новый гость рубрики «ГАУГН в лицах» - выпускник факультета политологии, кинообозреватель на РЕН ТВ Николай Никулин.

Почему вы пошли учиться в ГАУГН?

Николай: Я никогда не принадлежал к ордену проницательных детей, заранее знающих, каким должно быть их будущее. Слышал лишь про это тайное общество одаренных, но в основном общался в кругу тех, кому после школы родители указывали пальцем на дверь понравившегося им института. От меня требовалось лишь ответить на вопрос: «Ну, хоть какое направление тебя привлекает?»; и я беспечно отвечал: «Что-нибудь гуманитарное». Тогда мне предложили факультет политологии. «Политология»  это, наверное, что-то похожее на школьное обществознание, к которому я никогда не готовился и легко обходился своими житейскими знаниями. Так, перед моими очами предстали стены Института философии ГАУГН, факультет политологии и самые необычные люди, которых прежде я не встречал.

Как Университет повлиял на вашу жизнь?

Н.: Университет создал среду, в которой я заново родился. Звучит, конечно, патетично, словно для стенгазеты, но другой формулировки я просто не нахожу, да и зачем искать фальшивые слова, если можно сказать правду? Тогда я впервые сел за одну парту с человеком, который знал историю Древнего Египта. Тогда я впервые узнал, что можно в принципе ей интересоваться. И тогда же я впервые испытал стеснение. Это было не то стеснение, когда ты приглашаешь девушку на свидание (ой, вот бы угадать ее желания), скорее боязнь показаться глупым перед однокашниками. Да и сферы их интересов мне показались весьма занятными. Если раньше я только и делал, что говорил о цветочках и бабочках, то теперь я мог порассуждать о природе этих объектов. Короче говоря, я пробудился ото сна.

Расскажите о вашем карьерном пути.

Н.: Я никогда не строил карьеру. Во всяком случае, в том утилитарном смысле, какой нынче доминирует. Я и работать-то пошел лишь на 5 курсе, когда мама палкой выгнала меня из дома со словами: «Хватит уже целыми днями валяться на диване с книжками, кто деньги будет зарабатывать?». Сказать правду, я даже не умел писать резюме (и, кстати, не умею сейчас). Я наскоро скопировал информацию «о себе» из социальных сетей в вордовский файл, нашел объявление в интернете и отправил документ в газету «Комсомольская правда». Меня пригласили на собеседование, заметили среди прочего в графе «интересы» указание на мое неравнодушное отношение к «азиаточкам» (честно говоря, я просто забыл удалить этот пункт при слепом копировании) и сказали: «Вы  оригинал. Сразу видно  творческий подход». Говорит ли это о том, что всем надо столь креативно оформлять резюме? Нет, это лишь говорит о том, что в журналистику я попал случайно, как и 99% людей. Случай же забросил меня на радио «Комсомольская правда», потом на телевидение и дальше  в бескрайние писательские просторы. Образование в моем случае, разумеется, не было лишним: знаете, всегда помогает в том или ином положении острое философское словцо. Ну, или уместная цитата.

Расскажите о теплых воспоминаниях студенческой поры.

Н.: Я писал курсовую на тему «Анализ социально-политического строя Советского союза по работам Александра Зиновьева». Честно говоря, делал это, потому что других книг не читал. Скучно было. А у Алексадра Александровича все книги написаны просто, доходчиво и занимательно. Когда я закончил свою работу, я приехал в МГУ, чтобы взять интервью у «виновника» моих интеллектуальных витийств, но мне с прискорбием сообщили, что он умер (это был 2006 год). В тот же день я позвонил своему научному руководителю Олегу Яхшияну и пожаловался: мол, как жаль, что так случилось. На что Олег Юрьевич со свойственной ему иронией ответил: «Прискорбно. Не дождался тебя».

Что вас вдохновляет в работе и жизни?

Н.: В жизни меня вдохновляет работа, в работе  жизнь. Я не разделяю эти сферы. Врач же не может сказать больному человеку: «Знаешь, у меня закончился рабочий день, прости». Мы, выпускники гуманитарных вузов, должны помнить, что перерывов для размышлений не бывает. Мне всегда казалось пошлой формулировка «отправить голову в отпуск». Вот пусть те, кто этим занимается, продолжают лежать на турецких пляжах, а мы будем согреваться мыслями о вечном.

Участвуете ли вы сейчас в жизни ГАУГН?

Н.: В организации каких-либо мероприятий  нет, не участвую. Да и зачем? Это дело молодых  учиться управлять, чувствовать свою маленькую власть, разочаровываться, вдохновляться, совершать ошибки, искать славу, работать на репутацию. Социализация  дело такое. А что касается посещения мероприятий, то я большой ходок. Приятно встретиться со знакомыми людьми, познакомиться с первокурсниками. Страшно услышать обращение к себе на «вы», почувствовать старость. Но, как правило, к концу мероприятия царит панибратство, и молодость вновь стучится ко мне в двери.

Ваше пожелание студентам ГАУГН.

Н.: Хочу пожелать студентам... Ой, даже не знаю. Быть лучше предыдущих поколений, пожалуй. Молодые должны вызывать страх у старших  дескать, знайте, наше время вот-вот придет. Так что, уверен, придут и те, кто гораздо лучше меня, лишенного изобретательности, смогут придумать что-нибудь остроумное в качестве пожелания будущим поколениям.


Читать также