Новости
20 мая 2020
Новости
Семиотика ГАУГН. Жак Фонтаний – о самоизоляции
Сегодня мир задается рядом непростых вопросов, один из которых - как пандемия коронавируса изменит наши жизни и привычный быт. В рамках рубрики «Семиотика ГАУГН» ученые с мировыми именами говорят о будущем видении планеты. Своими мыслями о самоизоляции поделился доктор лингвистики, заслуженный профессор семиотики университета Лиможа, почетный член Университетского института Франции в Париже (кафедра семиотики) Жак Фонтаний.
Самоизоляция - странный опыт для человека, который приобретает его в просторном и радушном месте. Например, я проживаю период изоляции дома в деревне, в регионе, слабо затронутом эпидемией: это зона затишья в центре бури. Прибежище мира и спокойствия посреди громадной угрозы. Вместо мира, пронизанного сетью перемещений и c множеством мест различной деятельности (мира децентрализованного и детерриториализированного) мы оказались в мире, сильно ограниченном территориально и состоящем из концентрических кругов: в центральном круге - место самоизоляции; вокруг и вблизи - круги возможных, но редких перемещений; за первым кругом расположен второй, в котором эпидемия распространяется медленно, это круг угрозы терпимой и тихой; наконец, последний круг - это круг пандемии, здесь угроза огромна, растет число жертв: они и в центре, и на периферии, и их численность может выходить за пределы любых арифметических расчетов.
Подобный эгоцентрический мир представляет собой культурный и антропологический упадок. Он возвращает нас к некому первобытному, даже животному состоянию, поскольку мир животных построен именно по такому принципу: в центре - дом, вокруг - охраняемая территория, а дальше - остальное полностью враждебное пространство… Если искать аналогию с современным периодом, это напоминает мне времена крестьянского уклада, жизнь наших деревенских бабушек и дедушек, которые не знали современных скоростей.
Что касается собственно феномена «пандемии», то для процесса ее описания мы используем привычные термины: коммуникация, передача, распространение. В описаниях пандемии разъясняется, что сначала вирус коммуницирует, то есть участвует в обмене между группами, перемещаясь из одной точки в другую. Затем в каждом конкретном месте зараженная область расширяется путем передачи. В конце концов, когда мы уже не можем определить очаг инфекции, мы говорим: вирус распространяется. Его роль по пути меняется: в первой фазе - в процессе коммуникации - все живые существа, и люди и животные, несут ответственность за распространение вируса: именно они обмениваются вирусом, точно так же, как обменивались бы сообщениями или предметами. Во второй фазе - передачи - становится неясным, кому приписать ответственность: возникает своего рода имманентная и не идентифицированная инстанция, которая переносит вирус от одного существа к другому, и тогда мы говорим: «Это передается». В итоговой фазе распространения вирус - уже враг персонифицированный, при этом невидимый и неуловимый, но распространяющийся повсеместно и отвечающий за собственное движение. Мы говорим: «Он распространяется». Наступает та самая фаза пандемии, в борьбе с которой мы способны только на всеобщее «закрытие»: закрыть границы, закрыть города, закрыть учреждения и дома и тому подобное.
Внимательного изучения заслуживает и другой воображаемый образ: эпидемия как «пожар» или «потоп». И вода и огонь имеют изначальную локацию: огонь разгорается в очаге, а вода сама по себе есть источник. Затем энергия огня или воды распространяется и принимает форму первоначальной угрожающей массы, пока еще сдерживаемой (так называемые «кластеры»). В конце концов энергия переполняет огонь или воду: контроль потерян, это переходит все границы. Воображаемый мир пожара или потопа включает и источник, и выходящую из-под контроля энергию, и непреодолимое вторжение. Именно этот воображаемый мир лежит в основе историй заговоров: когда вирусный поток вырывается из своего изначального жилища, мы начинаем искать причину, в результате чего это произошло? Ошибки или скрытого намерения? Мы ставим «преграды»: хотим воспрепятствовать потоку, защитить центральное место обитания, стараемся держать коварный поток на расстоянии.
Возникающие в прессе многочисленные суждения подразумевают поиск виновника, эквивалента отправителя (точнее анти-отправителя): кто это все делает? Это либо Бог, либо враг человеческий, либо наказующая нас природа. Некоторые авторы придерживаются иных взглядов, ориентируясь на два главных страха нашего времени: (1) великий экологический страх: в повествовании о пандемии вину за нее несет производственная деятельность человека (расширение областей культивации, животноводства и проживания, вырубка лесов, приближение мест обитания человека к зараженным районам, ранее отдаленным и недоступным); (2) великий геополитический страх: мир больше не является биполярным (Восток/ Запад), он многополярен и хаотичен, но нам кажется, что есть некие глубинные силы, способные воссоздать биполярный мир, и тогда вирус и эпидемия - орудие этих сил, и в авангарде их может быть и Китай, и США, и «белые», и некто «Х», по сути, кто угодно. В случае первого страха анти-отправитель - это Рынок и экономический либерализм, который заставляет нас производить все больше и больше, относиться к природе просто как к ресурсу производства, спекуляции и международных монополий (в этом случае пандемия - месть природы). Для второго страха анти-отправитель - это сила, которая может быть диктаторской, авторитарной и/или стремящейся к мировому господству, и направлена она на свержение других типов политических и социальных режимов. И в том и в другом случае анти-отправитель провоцирует и начинает войну человечества против человечества.
В заключение нужно отметить, что сегодня интеллектуальные дебаты сосредоточены на иерархии ценностей: здоровье противопоставляется экономике (как производство - работе, потребление - отдыху и так далее). Но все громче звучат голоса против такого упрощенного подхода, утверждающие, что здоровье не может стать высшей ценностью, что так мы рискуем прийти к ценностному перевороту всех основ нашей сегодняшней цивилизации, в которой здоровье - одно из главных условий, но не Самая Главная Ценность. Кроме того, во всем мире до недавнего времени мы стремились применять ценности альтернативные, не здоровье должно стать конечной целью нашей цивилизации и общества, а солидарность, взаимопомощь, преданность делу, жертвенность, для нас важен процесс выхода взаимоотношений в цифровую среду и изобретение новых форм «совместного бытия». Обсуждая иерархию ценностей сегодня, мы начинаем осознавать, что одна ценностная система ставится под сомнение и рушится, и на смену ей должна срочно прийти другая. Между ними двумя, системой старой и системой новой, здоровье временно объявляется высшей ценностью, но мы знаем, что это не может длиться вечно, ибо будет означать конец человеческой цивилизации, которая способна только на то, чтобы «защитить себя», и ни на что больше…
Интервью и перевод: Инна Меркулова.
Теги: ран, гаугн, семиотика, Жак Фонтаний
Картинка для анонса: Array
Детальная картинка: