31.03.2021

Битва исторических факультетов

ГАУГН-Z рассказал о том, как прошел финал «Битвы истфаков» в 2021 году.  

Как и для чего соревновались исторические факультеты со всей России? Есть ли среди победителей конкурса представители ГАУГН? Как выглядит закулисье пресс-конференции ТАСС?

Главное здание ТАСС - вот где происходило объявление и награждение победителей «Битвы истфаков». Оно выглядит, как серый куб с бегущей строкой посередине. Внутри много телевизоров, что странно ведь работники ТАСС и есть сами новости. Постепенно люди стекаются в пресс-центр - светлую комнату с белым столом, большим глобусом и множеством надписей: «ТАСС». Обычно думают, что в доме, где работают журналисты, должна быть бесконечная суматоха и шум. Но на часах десять минут до начала, а в зале тишина и умиротворение. Всероссийский конкурс «Битва истфаков» проводился впервые. Идея принадлежит популяризатору науки главному редактору научно-популярного журнала «Proshloe» и автору радиопередачи «Родина слонов» Михаилу Родину. Вместе с ним этот конкурс организовывали учёные из института Всеобщей истории и Археологии РАН, научные журналисты.

«Битва» проходила среди студентов исторических факультетов России. Восемьдесят восемь работ из сорока девяти вузов от Выборга до Хабаровска прислали свои научно-популярные материалы. Всего было три номинации: «Лонгрид» (длинная история), «Видео» и «Мультимедиа», последняя включала инфографику и комиксы.

Миссия конкурса - объединить усилия учёных, журналистов и публики, желающей получать современные знания о мире. Как сообщил заместитель декана истфака МГУ В. Житенев, студенты принимали участие в конкурсе по желанию.

Сегодня все пятнадцать работ, вошедшие в шорт-лист (по пять в каждой номинации) можно увидеть на сайте журнала «Proshloe».

Но передадим слова жюри (Директор Института всеобщей истории РАН М. А. Липкин; Михаил Родин; главный редактор National Geographic Россия Андрей Паламарчук):

А теперь победители: в номинации «Мультимедиа» победил телеграм-канал «Medieval Legacy» Тимура Шаипова (МГУ), в номинации «Лонгрид» - «Необычная обычная усадьба Грузины» Елизаветы Рысенковой (ТГУ, Тверь) и наконец в номинации «Видео» победила работа «Женщины Древней Греции» Екатерины Бузурнюк, студентки первого курса магистратуры ГАУГН.

Пару слов о том, как проходил конкурс.

Директор Института всеобщей истории РАН М. А. Липкин: Выбрать финалистов было не просто. У каждого из членов жюри (около 10 человек) были свои фавориты. Решение принимали тайным голосованием.

Главный редактор «National Geographic» Андрей Паламарчук: Так получилось, что я и был той самой неподготовленной аудиторией, на которую было нацелено творчество участников, высшего исторического образования у меня нет. Отмечу, что некоторым удалось красиво задекорировать ссылки на научную литературу, но часть работ выглядела, как доклад или хорошая курсовая работа.

Главный редактор научно-популярного журнала «Proshloe» Михаил Родин: Мы не устанавливали рамок. Если у человека есть интерес, то он любую тему может преподнести, как конфетку. Поэтому у студентов была возможность заявить темы, от хеттов, до монгольского нашествия и истории СССР.

Не обошлось без забавных ситуаций.

Михаил Родин: На работы финалистов ученые-эксперты писали рецензии. Там была работа, где для раскрытия темы требовалось пересмотреть огромное количество публикаций. Рецензент почти разгромил ее словами: нет современной литературы, нет монографий Селезнева. Мы, будучи честными, опубликовали рецензию. Тут в комментариях появляется тот самый Селезнев и пишет: «Несмотря на то, что работу обвиняют в том, что в ней не упомянуты мои книги, я считаю её интересной».

Другой случай связан с призом зрительских симпатий. Люди призывали голосовать за себя, проводили настоящие пиар-компании. В комментариях писали: «Не посрамим ВятГУ!», и победила работа «Успенский Трифонов монастырь в XX веке» Андрея Яшина из ВятГУ.

Одна из победительниц и студентка магистратуры ГАУГН Екатерина Бузурнюк отвечает на вопросы.

Что стало основой для твоей конкурсной работы?

В видео «Женщины Древней Греции» показаны результаты моей выпускной квалификационной работы (ВКР). Я занималась анализом лексики, с помощью которой создаются женские образы в комедиях Аристофана. В рамках конкурсной работы я расширила тему. Исследование затрагивает три области: античный театр, женскую историю, проблему языка и смеховой культуры у Аристофана. Все темы взаимосвязаны, и главной сложностью было затронуть каждую, не перегружая и не запутывая зрителя.

В чем ты видишь роль популяризаторов науки?

Это очень важная роль! Главное не должно быть непреодолимого разрыва между учёными, результатами их исследований и обществом. Во-первых, наука финансируется из налогов. Популяризация истории  это объяснение, на что идут деньги налогоплательщиков. Во-вторых, это способ повысить общественное доверие к академическим институтам. Во времена интернета, когда каждый может опубликовать свои соображения в блоге или прочитать оцифрованный источник, бороться с лженаучными концепциями нужно языком современных методов. В-третьих, это повышает интерес к науке и мотивирует ученых.

Популяризация науки  не упрощает, а делает более интересными и доступными результаты исследований.

О дальнейшем развитии.

Главный редактор «National Geographic» Андрей Паламарчук: У финалистов конкурса есть перспективы. В настоящее время ощущается дефицит научных журналистов. Например, Елизавете Рысенковой, с ее работой об усадьбе в Тверской области, я дам контакты одного блогера, пишущего об усадьбах. Возможно у вас выйдет плодотворное сотрудничество.

Главный редактор научно-популярного журнала «Proshloe» Михаил Родин: Мы надеемся, что конкурс станет ежегодный. Возможно, в будущем мы организуем подготовительные мастер-классы для участников. После конца конкурса мне остаётся сказать только одно: «Ждём следующего года!».

Автор: Таисия Петровичева.

Источник


Читать также