Новости

7 февраля 2024

Дмитрий Суржик рассказал про роль преподавателей-учёных и студентов в период ВОВ
Новости

Дмитрий Суржик рассказал про роль преподавателей-учёных и студентов в период ВОВ

В годы Великой Отечественной войны наука и образование стали неотъемлемой частью борьбы за свободу и независимость. Какова была историческая связь между этими двумя сферами? Какие изменения произошли в образовании и науке в то время?

В рамках акции Минобрнауки России «НаучныйПолк» мы предлагаем узнать, какую роль наука и образование выполняли в тяжёлые годы войны. Доцент Исторического факультета ГАУГН Дмитрий Суржик раскрыл уникальные исторические детали.

Расскажите о роли студентов и преподавателей в годы Великой Отечественной войны?

Многие студенты в годы войны добровольно ушли в ополчение. Они пали, чтобы защитить родную страну. Такова тяжёлая утрата от фашистской агрессии. 22 июня 1941 года, когда было официально объявлено, что Германия совершила нападение на Советский Союз, именно в родные высшие учебные заведения устремились студенты и преподаватели: там проводились митинги, проходила запись добровольцев. 

В МГУ имени М. В. Ломоносова (далее МГУ) формировались истребительные батальоны, задачей которых были борьба с лазутчиками, помощь при налётах, тушение пожаров и прочее. 3 июля началась массовая запись москвичей в ополчение, значительную часть которого составили студенты и сотрудники столичных вузов. Несмотря на то, что студенты и преподаватели не подлежали немедленной мобилизации, Московский университет превратился в большой мобилизационный пункт. Свыше тысячи сотрудников и студентов МГУ влились в 8-ю дивизию Московского народного ополчения.

В ряды народного ополчения вступали не только студенты: например, взял в руки винтовку член-корреспондент Академии наук СССР, профессор ЛГУ Дмитрий Насонов. Многие сотрудники Академии наук СССР вступили добровольцами в ряды Красной Армии и в народное ополчение. На фронт ушли свыше 2000 сотрудников академических учреждений. Среди них находились будущие члены-корреспонденты Академии наук Георгий Афанасьев, Юрий Линник, Михаил Мещеряков, Сергей Толстов, Пётр Швецов и многие другие. Многие учёные отдали свою жизнь во имя защиты родины в боях с фашистскими захватчиками.

 

С какими трудностями сталкивались учёные, продолжавшие свою работу во время военных действий?

В ближайшем тылу – опасность бомбёжек. В стратегическом тылу: недостаток ресурсов, стеснённые бытовые условия (если мы говорим об эвакуации). 

Полностью или частично было разрушено 334 вуза, потеряно 123 тыс. кв. метров учебной площади и 800 тыс. жилой. Имущество некоторых вузов, например Воронежского университета, оказалось практически полностью уничтожено. Из Киевского университета, оказавшегося в оккупации, немцы сначала вывозили лаборатории и ценные книги, а при отступлении взорвали его корпуса. Были разграблены музеи: например, археологический музей и музей биологического факультета ХГУ — общая сумма убытка, нанесённого университету, составила 28,443 млн рублей.

Общее количество вузов в СССР к 1945–1946 учебному году сократилось с 817 до 789. В то же время в республиках Средней Азии заметно выросло количество учебных заведений — с 67 до 76 и студентов — с 37,9 до 45,1. Положительно сказалась эвакуация сюда крупнейших вузов СССР. Местные кадры получили бесценный опыт организации научной и образовательной работы.

 

Каким образом учёные оказывали помощь в восстановлении разрушенных территорий и научно-промышленного потенциала после войны?

Совет народных комиссаров РСФСР в постановлениях от 5 июня и 8 августа 1943 году отметил, что учащиеся не обеспечены в достаточном количестве школьно-письменными принадлежностями и учебниками, строительство городских и сельских школ сорвано. Однако не прекращалось издание произведений русских классиков, укрепляющих народное самосознание: Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, М. В. Горького, Н. С. Лескова, А. С. Пушкина, И. С. Тургенева. Учёные готовили учебные пособия по самым разным дисциплинам гуманитарного, математического и естественного профиля.

Приведу только один пример. Самое главное в работе Казанского ветеринарного института в годы войны заключалось в подготовке для армии и сельского хозяйства высококвалифицированных ветеринарных врачей и участие в проведении зооветеринарных мероприятий. В результате напряженной работы в институте досрочно были сделаны два выпуска ветеринарных врачей. Из 242 молодых специалистов, окончивших вуз в первый год войны, большинство ушло в армию. В последующие военные годы были подготовлены ещё 276 ветеринарных врачей. Они немедленно включились в активную производственную деятельность в различных регионах страны. Многие были направлены для восстановления разрушенных хозяйств в освобождённых районах.

Благодарим Дмитрия Суржика за участие в нашем интервью!

Фотоматериал предоставлен Содружеством выпускников детских домов «Дети всей страны»

Теги: 

Картинка для анонса: Array

Детальная картинка: Array