Новости
23 марта 2021
Новости
Как выбрать вуз: советы от психолога
Этап подготовки к экзаменам и выбор места для обучения ставит перед абитуриентами множество вопросов, найти ответ на которые не всегда просто. Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН при РАН) понимает важность и ответственность подобных решений и специально для старшеклассников запускает цикл интервью с экспертом, которые могут помочь в поиске правильных ответов. В рамках бесед с кандидатом психологических наук, доцентом ГАУГН, аналитическим психологом Анастасией Коновальчук мы зададим наиболее частые вопросы, которые волнуют абитуриентов и постараемся получить на них откровенный ответ. Первая тема: как правильно выбрать университет с минимальными волнениями.
Анастасия, абитуриенты уже начинают активную подготовку к поиску вуза и часто задают такой вопрос: уже скоро поступать в университет, а я по-прежнему не знаю, на кого учиться - как определиться? Скажите, чем стоит руководствоваться при выборе профессии?
Анастасия: В первую очередь, я бы рекомендовала подумать о том, какой вид деятельности больше привлекает абитуриента, в чем он находит большее удовольствие. Это очень важный момент. Также важно, насколько его навыки и особенности психики соответствуют выбранному виду деятельности. Иногда мы можем быть в чём-то очень успешны, но нам это просто не нравится делать. Или, наоборот, нам что-то нравится и мы фантазируем о том, что могли бы быть хорошими специалистами в это сфере, но немного не хватает навыков.
Эти две стороны, как минимум, нужно оценить для того, чтобы с психологической точки зрения подойти к выбору профессии.
Ну и, конечно, стоит обратить внимание на вопрос спроса на определенную профессию. Но психологи ставят эту тему на второй план, потому что наша главная задача - понять, что больше подходит человеку в профессиональном виде деятельности.
Я бы рекомендовала нашим читателям подумать, во-первых, что больше всего нравится, может быть, у них есть практика в каких-то видах деятельности. Зачастую к окончанию школы у молодых людей уже есть опыт в виде каких-то секций, волонтерских мероприятий, возможно они уже даже себя в чем-то пробовали: подрабатывали или ассистировали в определенной сфере.
Во-вторых, стоит оценить свои способности. Я бы рекомендовала пройти психодиагностику. Специально для абитуриентов разрабатывают целый комплекс психодиагностических методик, которые позволяют оценить согласованность желаний и предрасположенностей.
Это относится к профориентации или более глубокой психологической работе?
Анастасия: Это именно психологическая работа. Профориентация, с одной стороны, знакомит с разными областями профессиональной деятельности. Как правило, они распределяются на несколько групп: человек-человек, человек-знак, человек-машина. То есть, профессии распределяются на подгруппы и ребята знакомятся с разными видами профессий и с теми требованиями, которые эти профессии предъявляют.
Психодиагностика оценивает психологические способности и предпосылки к успешной деятельности в выбранной области. Например, коммуникативные навыки, особые интеллектуальные навыки, которые необходимы при специфических видах деятельности. Можно привести в пример дегустатора, у которого должен быть отдельный комплекс способностей, особая чувствительность к различным оттенкам вкуса. Так же, как и у художника должно быть развито зрительное и цветовое восприятие. Можно мечтать стать художником и даже неплохо в этом продвинуться, но может не хватать именно данных особых навыков. И это - объективный факт. Мы можем оценить как субъективную настроенность и желание, так и объективную предрасположенность к этому виду деятельности, которая даст возможность человеку быть успешным.
Скажите, стоит ли принимать за основу мнение родителей или учителей при выборе профессии? Например, ученика в школе очень любит учитель биологии, говорит, мол, он такой способный и должен заниматься именно этим, а всё остальное не считается. Как поступать в такой ситуации?
Анастасия: Порой может быть полезным прислушаться к мнению людей со стороны, которые наблюдают за вами. Это совет касается не только абитуриентов, но и взрослых людей, ищущих свой новый путь в профессии. Такие люди могут дать обратную связь и сказать «у тебя здорово получается, попробуй, не бойся». Если это такого рода обратная связь и поддержка, и человек действительно чувствует, что это согласуется с его направленностью, то почему бы и нет?
Другой вопрос, что если учитель сам очень любит свой предмет, его личная увлеченность может помешать объективно разглядеть увлеченность своего ученика. Я не спорю, что учителя могут видеть способности. Они оценивают школьные работы, приглашают учеников на олимпиады не просто так. Они видят потенциал. Если это именно такой объективный подход, когда со стороны человек помогает увидеть свои способности и это совпадает с настоящим желанием и интересом, то почему нет? А если это уже субъективные оценки как у учителей, так и у родителей, то это совсем другое.
Абитуриенту очень сложно. И если родители и учителя исходят из желания помочь, то необходимо выяснить, действительно ли они учитывают предрасположенность ребенка, его увлеченность. Либо эта рекомендация исходит из личного опыта. Например, мы знаем, что в советское время у инженеров была высокая оплата и социальные гарантии, это была престижная профессия. Считалось, что если ты получишь эту профессию, то будешь обеспечен надолго. Но сейчас ситуация изменилась, а предубеждение на этот счет осталось. Именно поэтому важно посмотреть, насколько эти вещи совпадают с реальностью. Но самое важное это слушать себя.
Значит, будет логично задать следующий вопрос: бывают родители, которые говорят: я был врачом, дед был врачом и ты будешь врачом. А человек не хочет идти в эту профессию. Что делать в такой ситуации?
Анастасия: Здесь необходимо разобраться в том, чего я хочу на самом деле. Это может быть психологическая ловушка: я не хочу быть врачом именно потому, что мой дед и мой отец были врачами; у меня противоречие. А может предрасположенность есть, но я не хочу, потому что мои родители работали по этой специальности, а они ещё и настаивают. Появляется желание взбунтоваться. Я бы предложила в такой ситуации разобраться самому, объективно. Иногда, если имеет место эмоциональная составляющая когда мы бунтуем, сопротивляемся, именно потому, что нам что-то навязывают бывает трудно разобраться в себе. Это нормально не хотеть поддаваться, когда на нас давят.
Стоит поговорить если не с психологом, то с человеком, в котором вы уверены. Уверены в том, что он не станет на вас давить, сможет выслушать и поможет в понимании вашего реального стремления и желания, а главное, отделит его от «бунта». Нужно понять, мы сопротивляемся, потому что мы бунтуем или потому что действительно не хотим этим заниматься.
Но если мы говорим именно о попытках родителей настоять, то здесь речь не идет о том, чтобы прислушаться к желаниям самого абитуриента. И это грустно. С одной стороны, почетно продолжать династию, а с другой должно ли следующее поколение жертвовать собой и своими интересами ради предыдущих поколений?..
Вы приводили в пример инженеров, которые высоко оплачиваются. Вот такой вопрос появился: мне нравится специальность, которая оплачивается хуже других, и я переживаю за своё будущее. Как я буду зарабатывать? Как я буду жить, если буду заниматься тем, что нравится? Например, мне нравится рисовать, а как этим зарабатывать?
Анастасия: Это очень хороший вопрос, на который каждое поколение ищет ответы. Здесь есть вопросы: «что значит хуже?» и «хуже по сравнению с чем?». Это настолько хуже, что невозможно прожить или эта специальность дает такую зарплату, которая всё же позволяет жить, но без особых изысков. Это разные вещи.
Если вы не можете выжить на зарплату, то точно требуется ещё какой-то источник дохода. Тогда нужно либо осваивать дополнительную специальность, либо смежную, которая связана с этой, но при этом даёт большую зарплату и большую уверенность в завтрашнем дне.
Я приведу довольно известный пример, но он как раз продемонстрирует выбор в пользу «любви». Многие музыканты в нашей стране, очень известные для того, чтобы заниматься музыкой, шли на какую-то невысоко оплачиваемую работу. Например, Борис Гребенщиков работал дворником, чтобы позволить себе заниматься любимым делом.
Мы всегда можем оставлять вид деятельности, которая очень нравится, в качестве хобби, если он совсем неперспективный в плане денег. Мы не обязаны от него отказываться. Но мы можем искать способы монетизации своего хобби, своего любимого дела. И если действительно к этому есть талант, то человек может получать гораздо больше по сравнению с другими, занимающимися этим же низкооплачиваемым видом деятельности. Но это уже когда приходит признание.
Понятно, что человек переживает за свое будущее, и я бы предложила разумно подойти к этому вопросу и подумать, как можно подстраховаться в этой ситуации. Если мы говорим о взрослой позиции, то этот вопрос звучит как «чем я сам себя подстрахую?». Можно сочетать несколько видов деятельности и никто не заставляет отказываться от любимого дела. А можно поискать где эта деятельность более востребована.
Всегда есть варианты, но бывает сложно, особенно, если на человека давят со стороны. Может казаться, что человеку необходимо отказаться от любимого дела навсегда ради заработка. Но это не так. Нередко люди получают второе высшее образование именно для души. Идут в профессию, которая приносит совсем немного денег, но соответствуют чувству призвания, гармонии.
У нас всегда есть еще шансы и возможности. Главное на фоне стресса, беспокойства и тревоги не перестать их видеть. Допускать, что у нас еще будут возможности что-то поменять. К тому же, университет не тюрьма, и люди могут менять своё решение и свой выбор, и имеют на это право.
Но ведь есть ребята, которые действительно боятся поступить, а потом понять, что это место не соответствует ожиданиям об обучении, о профессии, что там просто не нравится. И захочется уйти. Но как быть? «Я ведь поступил, я могу разочаровать родителей или надо мной могут смеяться». Как быть?
Анастасия: Тут важно проанализировать страхи, которые мешают уйти. Что именно не понравилось? Что именно не соответствовало ожиданиям? Потому что мы часто начинаем новое дело с завышенными ожиданиями. Даже когда мы заканчиваем обучение по любимому делу, можно прийти на работу и получить «шок реальности». Мы выясняем, что всё не совсем так, как нас учили, как мы это себе представляли. Что реальность не такая. Это естественно и с этим сталкиваются все. Подобные вещи мы можем встретить и в начале обучения: мы ждем одного, приходим, а реальность заставляет нас посмотреть на эти вещи по-другому.
Здесь важна степень несоответствия. Оно совсем не соответствует ожиданиям или терпимо. Но если вдруг человек понимает, что это совсем не то, что он совсем не чувствует интереса к этим предметам или оказывается, что специальность, которую человек получит, связана с другими видами деятельности (предполагал одно, получил другое), то тут скорее недоработка в плане профориентации. Важно до поступления выяснить, какие виды деятельности будут включены в специальность.
Также важно понять, что мешает уйти и что мешает поступить в другой вуз. Что мешает сменить направление? Если это из-за страха разочаровать родителей, то здесь не обойтись без выбора. Что вы выбираете сейчас: быть хорошим сыном/дочерью или… себя? Если с родителями хороший контакт, то с ними можно поговорить по-взрослому, обсудить эти вопросы: «Как быть? Как изменить эту ситуацию? Куда можно заново поступить?» Адекватные родители идут навстречу.
Если есть этот страх, а контакта нет, то это более сложная ситуация. Я бы предложила обратиться за помощью. Выбор не в пользу себя потом чреват ощущением потраченного зря времени, ощущением жертвы, которая никому не была нужна. В своей практике я нередко сталкивалась с такими случаями, когда люди действительно говорят: «Я это сделал для мамы, а сейчас сижу и думаю, сколько лет своей жизни я выбросил». Очень жаль, что в тот момент они не могли прийти и поговорить с мамой и объяснить: «Я не могу, это не моё». Это сожаление бывает очень горьким. Я предлагаю поискать поддержки, поискать возможность именно пообщаться и решиться на такой разговор.
Благодарим Анастасию за беседу! Если у вас есть другие вопросы по поводу поступления и выбора специальности, присылайте их на почту kvolnistaia@gaugn.ru или пишите в социальные сети, мы обязательно их зададим.
Беседовала Полина Киданова
Теги: ран, Гаугн, приемная кампания, абитуриенты, поступление, психолог
Картинка для анонса: Array
Детальная картинка: