Новости

15 октября 2024

ГАУГН принял участие в формировании категориально-понятийного аппарата общественных наук
Конференции

ГАУГН принял участие в формировании категориально-понятийного аппарата общественных наук

В Севастополе завершилась работа конференции «Категориально-понятийный аппарат общественных наук в контексте актуализации воспитательной работы в учреждения высшего образования на исторических территориях России (ДНР, ЛНР, Запорожская и Херсонская области)».

ГАУГН принял участие в работе конференции в лице Исполняющего обязанности ректора Николая Промыслова, заместителя декана Юридического факультета Дмитрия Мазаева, заведующей кафедрой теории и истории государства и права Юридического факультета Юлии Ерохиной и начальника отдела профориентации школьников Института дополнительного профессионального образования Юрия Татунова.

В качестве экспертов в конференции принимали участие начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам мониторинга и анализа социальных процессов Александр Харичев, губернатор Севастополя Михаил Развожаев, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова, исполняющий обязанности ректора Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (КФУ им. В.И. Вернадского) Владимир Курьянов, ректор Севастопольского государственного университета (СевГУ) Владимир Нечаев, ректор Херсонского технического университета Галина Райко, научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин и другие.

В ходе конференции участники работали над актуализацией терминологического ядра социогуманитарных дисциплин, формированием их единого терминологического аппарата и определением функциональных характеристик дисциплин социально-гуманитарного цикла.

«Проблематика состыковки понятий разных дисциплин – это уже запрос не только науки, но и государства. Для того, чтобы работать с этим запросом нам нужно проработать четкую и ясную базу, которая могла бы стать связующим звеном между актуализируемыми дисциплинами. Мы должны разработать комплекс, который станет основой для будущей системы отечественной науки. Нам нужна система координат для общественных наук», – отметил Андрей Полосин.

«Задача соотношения всех научных дисциплин социальной и гуманитарной направленности не имеет аналогов в современной истории России. Мы видели, какие трудности сопровождали попытки категориального и терминологического соотнесения внутри конкретных дисциплин, истории, философии, политологии и прочего. Но у меня нет страха за тот эксперимент, который мы взяли в работу сейчас. Для нас всех есть явный ориентир, курс “Основы российской государственности”, в разработке которого виден вклад каждого участвующего. Мы смогли договориться тогда, и, учитывая чрезвычайную важность нынешней задачи, сможем договориться сейчас», – рассказал Николай Промыслов. 

Представители ГАУГН приняли участие в работе нескольких рабочих групп, в том числе курируемой университетом группы «Государственное и муниципальное управление», а также курируемой Томский государственным университетом группы «Право».

По итогам защиты проектов перед комиссией проектного офиса «ДНК России», Минобрнауки России, Администрации Президента и дисциплинарными командами разработка группы «Государственное и муниципальное управление» была удостоена высокой оценки за системный подход к актуализации дисциплины для непрофильных направлений подготовки. 

Синхронизируя функциональные задачи дисциплины с общим направлением актуализации отечественной системы социально-гуманитарных наук, группа предложила считать миссией дисциплины формирование восприятия особой роли публичной власти в служении интересам страны и народа. Ключевыми понятиями для дисциплины были определены «Служение», «Публичная власть», «Гражданское общество», «Органы государственной власти», «Органы местного самоуправления». 

Группа работала в широком межвузовском и междисциплинарном составе, в которую вошли Юрий Татунов в роли куратора группы, Николай Промыслов в позиции спикера группы, заведующая кафедрой государственного управления Тверского государственного университета Галина Лапушинская как архитектор смыслов, заведующая кафедрой современного государственного и муниципального управления Российского государственного социального университета (РГСУ) Ольга Уржа в качестве представителя дисциплины в наддисциплинарном совете конференции, декан факультета управления персоналом и государственной службы Института государственной службы и управлений Российской академии народного хозяйства и государственной службы Елена Киреева, доцент кафедры современного государственного и муниципального управления РГСУ Татьяна Рябова, доцент кафедры регионального управления и экономики Самарского государственного экономического университета Лилия Агаева, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления КФУ им. В.И. Вернадского Андрей Вершицкий, доцент кафедры государственного и муниципального управления КФУ им. В.И. Вернадского Елена Вершицкая и Дмитрий Мазаев.

«Обсуждать с коллегами миссию курса для непрофильных специальностей – не просто сложно, это бесконечно тяжело из-за высокого уровня квалификации каждого участника группы, его уникального опыта и авторского видения материала. В самих спорах не рождается истина. Она возникает тогда, когда не только приводит к согласию, но и участникам дискуссии нравится полученный результат. У экспертного пула дисциплины сложилось однозначное мнение о базовой составляющей понятия “служение” применительно к государственной власти, самоуправлению и гражданскому обществу. С учетом задач дисциплины как самостоятельного курса для непрофильных специальностей, это центральное понятие поможет концептуализировать не только образовательный процесс, но и гармонично влить его в общее направления воспитательной работы вузов», – отметила Галина Лапушинская. 

Юлия Ерохина приняла участие в качестве эксперта в работе группы «Право» и «Воспитание». Группа «Право» включала экспертов Томского государственного университета, Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова и других. 

Предложения группы «Право» были удостоены высокой оценки за ценностный подход к актуализации дисциплины для непрофильных направлений подготовки. Группа сформулировала предмет дисциплины как систему знаний о том «Что такое право?», «Как оно работает?» и «Зачем оно нужно?». Ключевыми понятиями для дисциплины определены «Государство», «Право», «Закон», «Правоотношение», «Права», «Обязанности», «Юридическая ответственность». Смыслообразующей категорией, объединяющей все вышеназванные понятия, по мнению экспертов группы «Право», является термин «Ценности». 

«Аксиологический подход позволяет выявить предназначение права в социальном, культурном и общечеловеческом развитии, понять специфическую природу права в контексте междисциплинарной интеграции», – отметила Юлия Ерохина.

Юлия Ерохина также работала в группе «Воспитание». В процессе работы участники группы сосредоточили свое внимание на ключевых вопросах воспитательной работы в высшей школе. Эксперты разработали чек-лист для самопроверки вузов по направлениям воспитательной работы с целью повышения эффективности такой работы.

По итогам четвертого дня работы Конференции члены дисциплинарных групп, которые успешно прошли защиту, были перераспределены организационным комитетом конференции для выработки предложений по решению ключевых задач, стоящих перед системой социальных и гуманитарных наук России. 

Николай Промыслов и Юрий Татунов работали в группе для выработки предложений по направлению интеграции территорий ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в российское научно-образовательное пространство. Рекомендации группы коснулись интенсификации цифровизации социально-гуманитарного образования на исторических территориях, расширения доступа к электронным образовательным системам Российской Федерации, увеличения масштаба печати учебной литературы для нужд образовательных организаций и библиотек. Группой также были сделаны предложения по решению кадровых вопросов, увеличению привлекательности работы в организациях высшего образования, созданию программ академической мобильности на базе общественных и научных организаций России.

Юлия Ерохина выступила экспертом в группе по направлению «воспитательной работы в организациях высшего образования». Группой были даны предложения по внедрению качественных критериев оценки воспитательной работы в вузах в связи с подготовкой национального проекта «Молодежь и дети». Для модернизации направления эксперты предложили взять за основу идеальный образ студента, который будет формироваться внутренними нормативными документами образовательных организаций (правилами внутреннего распорядка, «кодексами» студенчества и т.п.), а достижение или недостижения основной массой студентов характеристик образа считать критерием достижения целей воспитательной работы вузов.

Дмитрий Мазаев работал в группе подготовки концепции законопроекта о патриотической деятельности в Российской Федерации. Представители различных вузов и наук совместными усилиями подготовили ряд предложений и вопросов для экспертного обсуждения, в частности касающиеся предмета и сферы действия федерального закона, ключевых понятий, начиная с понятия «патриотизм», правовых и организационных основ, субъектов и видов патриотической деятельности, мониторинга реализации государственной политики в сфере патриотической деятельности. Альтернативное предложение рабочей группы касалось введения в действующее законодательство Российской Федерации патриотизма как правового принципа в профессиональной деятельности органов публичной власти, их должностных лиц, государственных корпораций и компаний, а также других субъектов. Презентация результатов работы группы получила высокую оценку губернатора Севастополя Михила Развожаева, ректора СевГУВладимира Нечаева, научного руководителя проекта «ДНК России» Андрея Полосина и других участников конференции.

Фотоматериалы: Институт дополнительного профессионального образования ГАУГН

Теги: 

Картинка для анонса: Array

Детальная картинка: Array