Новости

2 сентября 2025

Интервью с Александром Чубарьяном: пожелания современным студентам
Новости факультетов

Интервью с Александром Чубарьяном: пожелания современным студентам

ГАУГН публикует эксклюзивное интервью с президентом Государственного академического университета гуманитарных наук, деканом Исторического факультета, академиком РАН Александром Огановичем Чубарьяном.

Это вторая часть цикла бесед, посвящённых студенческой жизни в ГАУГН. На этот раз речь пойдёт именно о студентах: какими они были в разные годы, как менялась научная жизнь университета, что нового происходило во внеучебной сфере и какие традиции сохраняются до сих пор.

Беседа приурочена к празднику День знаний — 1 сентября, и станет не только продолжением цикла, но и поводом вспомнить, что студенчество в ГАУГН — это всегда сочетание науки, творчества и настоящего университетского духа.

Немного провокационный вопрос от научного студенческого общества. Александр Оганович, верите ли Вы в молодежную науку? Могут ли молодые специалисты писать хорошие статьи и публиковаться в хороших изданиях?

Александр Чубарьян: Нет, не то, что верю, а я думаю, что это одно из магистральных направлений. Я думаю, что дипломные работы, курсовые, не говоря уже про аспирантские работы – это то самое направление, по которому именно молодые люди могут внести больший вклад.

У них может быть меньше опыта, чем у людей среднего и старшего поколения, но у молодых людей больше ощущение связи с современностью. Это точно есть. Второе, у молодых людей больше задора. Понимаете, они не так связаны с такими каноническими, доктринальными соображениями.

Есть люди старшего и среднего поколения, которые привыкли к такому подходу. Для молодых людей характерен поиск нового, новых форм, новых методов. Я против того, чтобы молодые считали, что только они вершители прогресса, а все остальные на свалку истории. Но сейчас для молодежи очень много возможностей и существует поддержка государства.

Я знаю по нашему институту, что есть молодые ребята, которые получали премии для молодых в Москве, а из них вырастает потом хороший ученый.

Чтобы Вы могли сказать отдельно студенту, который идет к наставнику, который является уже состоявшимся ученым, но думает «брать ли этого зеленого студента, или все-таки не нужно?»

Александр Чубарьян: Молодой человек, который идет к наставнику, должен максимально использовать этот шанс, чтобы получить, научиться у наставника. Не надо идти к наставнику и считать, что он нечто старое, не соображает. Поэтому надо идти с уважением, с пониманием. Конечно, существуют разные наставники. Но, в принципе, как и в целом, молодые люди, которые идут к наставнику, должны идти с желанием узнать и получить что-то новое.

Ему может что-то не нравится в наставнике, это надо оставить в стороне. Главное - получить знания и относиться с уважением. А что касается наставников, это долг, это обязанность каждого, кто имеет дело со студентами, с аспирантами. В этом смысл жизни – передавать свои знания, не только на бумажках писать книжки, а воспитывать и подготавливать молодых людей идти в науку или в жизнь.

Чем отличается студент времени, когда Вы учились в университете, от современного, на Ваш взгляд?

Александр Чубарьян: Я бы сказал, с точки зрения биологии и антропологии, ничем не отличаются. Молодые люди все имеют свои интересы, свои страсти, свои понимания и так далее. Я думаю, если сравнивать с моим временем, то нынешний студент имеет гораздо больше свободы выбора.

Понимаете, в мое время преподавание и другие направления были сильно идеологизированы. Несмотря на это, студенты тоже развивались. А сейчас, конечно, в этом смысле студенты получили большую свободу. Не всегда, правда, это имеет позитивный результат. Зависит уже конкретно от людей.

Нынешние студенты более критичны к окружению вокруг себя. Быть критичным в отношении окружения может и быть хорошо и не очень. Если ему все не нравится, он все критикует, это плохо. В этом смысле и отличаются.

Знаете, у нас для студентов, я не хочу пропагандировать то, что мы ездили летом рыть картошку на овощные базы, но я вспоминаю, спустя десятки лет, поездки в колхоз как приятную поездку. Это была хорошая форма общения между молодыми людьми. Главное научиться и быть свободным в общении с коллегами, с друзьями. Деньги, это не все. Деньги важны, без денег жизнь невозможна, но с точки зрения общения, человеческих чувств, я думаю, надо больше усиливать именно эту сторону дела.

Поехать на археологические раскопки тоже очень полезно. Даже не только тем людям, которые будут заниматься археологией. Воспитывается форма общения, люди вместе работают, вместе копают.

Я спрашиваю некоторых молодых людей: «А что вы хотите?». Мало кто скажет, что хочет с друзьями поехать на раскопки. Нет, надо в Турцию, поехать на пляж. Это неплохо, конечно, на пляж тоже съездить, но все-таки помнить о дружеской форме общения. Я думаю, сегодня это было бы важно развивать и дальше.

ГАУГН - университет серьезный, академический, и здесь постоянно возникают споры преподавателей и студентов про общественную деятельность, про волонтерскую деятельность, что все-таки нужно учиться, пары прогуливать нельзя, и вообще внеучебная деятельность — это где-то там, вне стен университета. А студенты все равно хотят, хотят развивать университет, популяризировать его в современном пространстве как место силы, как семейный университет.

Каково ваше личное отношение к внеучебной деятельности?

Александр Чубарьян: Не нужно впадать в крайности. Понимаете, нельзя не ходить на лекции, а целыми днями заниматься, как вы сказали, общественной деятельностью. Это не нужно. Но с другой стороны, жизнь не только в университете и не только в занятиях. Во-первых, есть форма деятельности, которая нужна для образования.

Сейчас я занят школой и учебниками, и я считаю, что посещение музеев и театров – это должно быть не развлечение, а обязательство. Я не мыслю, чтобы люди, изучающие древнюю историю не сходили в Египетский отдел Музея Пушкина. То же самое и для более взрослых людей.

Понимаете, образование — это не только данный узкий предмет. Во-первых, с точки зрения культурного уровня, очень мало молодежи ходит в театры, это точно. И в то же время, сейчас очень сильно развита волонтерская деятельность. Что такое волонтерская деятельность? Человек приучается заботиться о других. Это как элемент человеческой жизни. Очень важно привить ему не только сидеть в своем кабинете, а заботиться о других. Я вспоминаю, что у нас был случай, заболел один студент. Все рассматривали это как свое личное дело, все старались помочь и так далее.

А сейчас это приняло уже государственные формы. У нас есть поддержка государства. Поэтому, я думаю, здесь существует правильное сочетание. Но, повторяю, крайности не нужны, понимаете, если человек прогуливает все занятия, потому что он ходит к соседу, играет с ним в шашки, это вряд ли нужно.

В контексте разговора о наставничестве ГАУГН готовит новый сезон проекта — «Академический наставник», который станет ещё одной возможностью для студентов работать напрямую с опытными исследователями, получать поддержку в учёбе и науке, а также строить собственные траектории развития. Следите за новостями!

Фотоматериал: пресс-служба ГАУГН

Теги: 

Картинка для анонса: Array

Детальная картинка: Array