Новости

15 июля 2021

«Какая разница, сколько уезжает, если никто не приезжает?»
Новости

«Какая разница, сколько уезжает, если никто не приезжает?»

14 июля состоялась публичная дискуссия «ГАУГН-Диалог», которая была посвящена обсуждению ситуации с кадровым обеспечением российской науки. Ученые, политики, деятели науки и образования собрались вместе, чтобы поделиться своим видением положения дел и подискутировать о том, существует ли проблема с оттоком кадров и как мотивировать научную молодежь оставаться в России.

039A1720.jpg

Ректор ГАУГН, заместитель председателя Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания Денис Фомин-Нилов поблагодарил всех гостей за присутствие и предложил взглянуть на тему дискуссии под неочевидным углом:

«Тема сегодняшней беседы достаточно трудная и провокационная. Мы не всегда понимаем, в каком мире живем и в какой реальности будем жить в будущем. Несмотря на пандемию и эпидемиологические ограничения, мир становится цифровым. Бумажный формат передачи знаний уходит на второй план. Границы стираются, и это не вопрос глобализма, скорее, скорости передачи информации. Даже структура экономики меняется, виден сдвиг рынка труда к сфере услуг. Самые дорогие компании в мире – Google, Microsoft – все их активы могут уместиться на одном носителе информации, и его стоимость будет в сотни раз больше серьёзного предприятия или завода.

039A1735.jpg

Рынок труда также двигается очень быстро: сегодня из любой точки планеты можно работать, управлять и создавать. То же самое можно сказать и про науку, ведь она дает такие возможности. Благодаря ИТ наука становится безграничной и, говоря о проблеме «утечки мозгов», мы мыслим категориями времен железного занавеса. Ведь есть отличный пример китайцев, которые ездят по всему миру, работая во всех странах, но при этом остаются гражданами Китая и всегда готовы вернуться и развивать свою страну, привозя опыт и знания. 21 век – век социогуманитарный, где человек важнее всего. Поэтому важно сохранять связь с людьми, чтобы люди ощущали себя частью России. И тогда будет не принципиально, где человек работает, важно, чтобы он ощущал себя частью нашей страны. И хотел ее развивать.
Отдельно хочу поблагодарить всех за участие – нам, как представителям системы высшего образования, очень важна эта дискуссия, чтобы совершенствовать процессы и внедрять новое».

039A1788.jpg

И.о. директора ФНИСЦ РАН, член-корреспондент РАН, декан социологического факультета ГАУГН Михаил Черныш поделился статистикой по вопросу оттока кадров:

«Значительная часть работников науки ориентирована, прежде всего, на максимально продуктивную научную жизнь. На текущий момент такой уровень обеспечивается в наиболее развитых странах, поэтому нет ничего удивительного, что большая часть научной молодежи (преимущественно, специалисты естественно-научной сферы) ориентированы на работу там.

В 21 веке каждый человек – это человек мира, и это факт, с рядом оговорок и новых аспектов. Но наука – это социальный институт, системное качество. Большая наука развивается далеко не везде. И мы должны гордиться тем, что Россия относится к странам с большой наукой.
Несмотря на это, наука обрела здесь почву для развития и нам нужно это ценить и сохранять.
Сейчас мы находимся в ситуации, когда российская наука под угрозой – в настоящий момент она не воспроизводится. Динамика численности людей, занятых в науке с каждым годом уменьшается. Количество исследователей в России сейчас равно 360 тысячам, при том, что в начале реформы количество людей, которые занимались наукой приближалось к 1 миллиону. По данным Росстата, количество будет снижаться и дальше. Около 8% от общего числа аспирантов завершает обучение в аспирантуре с получением степени – это колоссально низкий процент.

039A1802.jpg

Отдельный разговор – это зарплаты ученых. Здесь возникает ключевой вопрос – в чем причина тех проблем, с которыми мы столкнулись. Думается, основная причина заложена в том проекте реформирования науки и образования, в рамках которого планировалось:
трансплантировать науку в университеты; ликвидировать РАН, которая считалась «динозавром»; принять факт того, что наука глобальна, и нормально и спокойно реагировать на отъезд кадров; перейти к системе грантовой поддержки научных исследований.

Да, наука глобальна, но она глобальна по своим результатам, не по расположению. 90 процентов журналов первого и второго квартиля расположены в США и Великобритании – о какой глобальности может идти речь? Одной из причин научного кризиса также является ситуация в системе образования. Мы произвели достаточно странный маневр – ввели Болонскую систему – 4 года для бакалавра и 2 для магистра – только после этого можно работать в науке, плюс еще 3 года аспирантуры. Это 9 лет – а какой уровень зарплаты? После стольких лет стать младшим научным сотрудником на 16 тысяч в месяц. Можно ли двигаться в жизни, создавать семью». 

О реализации стратегий «мягкой силы» применительно к научной сфере рассказала заместитель декана философского факультета Наталья Емельянова.

039A1815.jpg

«Каждое уважающее себя государство уделяет внимание работе с диаспорой, и работе с научной диаспорой: экспатриантами или сохраняющими свое гражданство, но давно живущими за границей. Любые стратегии «мягкой силы» направлены на смягчение проявления феномена «оттока мозгов». 

Любые потери человеческого потенциала – это прямая угроза национальной безопасности. И когда речь идет о потере людей, которые могут производить что-то новое – это особенно важно учитывать. 

Термин «утечка мозгов» в публичную повестку России вошел в 90-е годы по понятным причинам, в силу огромной волны интеллектуальной миграции. Так, заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко отмечал, что если в 2010 самой многочисленной группой в науке были молодые люди до 29 лет, то за 10 лет их число снизилось до 20 процентов. А с 2012 года количество ученых, которые уехали за границу, выросло в 5 раз и составляет 70 тысяч в год. Однако, при более детальном рассмотрении, выяснятся, что только 20% из этого числа имеют ученые степени, поэтому реальный отток меньше. Стоит учитывать, что в России сейчас около 30% населения имеют высшее образование, раньше этот процент был меньше, что тоже влияет на общее восприятие. 

По разным оценкам в настоящее время за рубежом от 130 до 150 тысяч ученых – бывших граждан РСФСР и России. Но большинство из них уехали в 90-е годы, что важно отметить. Топ-3 стран для отъезда: Германия, США, Израиль. 

Что является наибольшим вызовом для отечественной науки? На мой взгляд, это не массовый выезд исследователей. «Утечка мозгов» лишь часть кадровой проблемы. Очень много социально-демографических аспектов: падение престижа, резкое сокращение финансирования, а также чудовищная межпоколенческая яма. Накладывается на это и фактор снижения рождаемости, который был в 90-е и 2000-е годы. Сейчас средний возраст в России доктора наук – 64 года, кандидата – 51 год, научного работника без степени – 43 года. 

От 30 до 50 процентов молодых людей в начале научной карьеры уходят в более прибыльные сферы».

Научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ Евгений Сженов по многим вопросам парировал коллегам:

039A1863.jpg

«Мне кажется, той классической размывки мозгов в виде проблемы 90-х уже нет. Каждый месяц на протяжении многих лет я проезжаю разные регионы России и общаюсь с представителями науки. Да, в России полная беда с аспирантурой, но происходит и много хорошего.

Мысль о том, что Университет нужно скрестить с наукой – старая, но всерьез и по правильному вектору власти пошли последние пару лет. Среди молодежи настроения не так плохи. Да, есть категория тех, кто хочет уехать. Но по моим наблюдениям, последние 5 лет растет процент молодежи, которые хотят в аспирантуру и заниматься наукой, но не всегда в РАН. При каждой госкорпорации создаются свои научные лаборатории. Молодежь хочет заниматься наукой и делать это в России, но необходимо давать им стимул. Есть проблема аспирантуры, не всегда идут «защищаться». И весь механизм аспирантуры надо менять. Надо просто честно говорить о проблеме, ведь можно сколько угодно говорить о поддержке, но если человек мало получает, работать он будет без мотивации.

Есть российские ученые, которые работая на западе, стараются помогать развивать науку у нас. И количество примеров такого плана увеличивается.
Резюмируя, проблема есть, и эффективный путь борьбы с ней – стараться на своем уровне создавать условия для развития молодежи в науке, а затем идти выше».

039A1892.jpg

Руководитель аппарата фракции КПРФ в Государственной Думе ФС РФ Нина Останина призвала посмотреть на проблему в более широком ракурсе.

«Нельзя говорить о ситуации в науке без параллели с ситуацией в экономике страны. Либо это дальше будет сырьевая экономика, в рамках которой не требуется фундаментальная наука. Ставится вопрос: по какому пути нам идти? Нет никакого пути: ни западного, ни советского. Для ученого наука – это целая жизнь, поэтому говорить о грантах и нацпроектах как о благе – это не понимать реального состояния науки. Нельзя ее реформировать без реформ в других сферах.

Есть вещи, которые следует вернуть из советского времени, например место ученого в обществе. Ведь люди науки – это особенные люди. Требуются и материальные условия, но главное – создать среду для их научной деятельности».

039A1908.jpg

Председатель Совета молодых ученых РАН, кандидат физико-математических наук Андрей Котельников в свою очередь отметил, что наиболее эффективный способ поднять престиж российской науки это начать активнее сотрудничать с другими учеными и научными школами.

«Было бы наивно полагать, что все проблемы сводятся к деньгам. Также стоит задать себе вопрос: какая разница, кто уехал, а вот почему никто не приехал? Мы должны искать свое место в глобальной цепочке, не на ведущих ролях, которые мы, увы, потеряли. Достижения канули в лету. Прошлая система в целом доказала свою неэффективность: мир глобален и если мы создадим условия к тому, что на нашей территории сможем принимать участие и создавать высокотехнологичный продукт — это будет замечательно».

039A1913.jpg

Специалист в области авиации и автономных систем Кренфилдского университета из Великобритании Дмитрий Игнатьев поделился своим видением причин миграции научных кадров.

«У многих молодых научных кадров присутствует большая степень любопытства. Это их и приводит в науку, поэтому логично желание и интерес поехать посмотреть, как работает наука в других университетах и странах. Это вполне естественное желание. Посмотреть новую среду, методы исследования, идеи и т.д. При этом каждый из них сталкивается с разными плюсами и минусами от последствий такого решения. Среди минусов – отрыв от семьи и друзей, другая культура и коммуникации – все это формирует ряд барьеров. Но среди плюсов финансовая сторона, к слову, не сильно приоритетна – зарплаты в других странах могут быть выше, но и жизнь намного дороже. Важный критерий – условия для проведения исследований: оснащенность лабораторий, экосистема выстроенная, передовые компании, которые приходят в университеты и получают обратную связь по своей научной работе, доступ к статьям и конференциям без проволочек – сделано все для того, чтобы человек приходил и работал над созданием своего продукта. В этом мне видится направление для работы в России по улучшению условий труда ученых.

Утечка мозгов – это сумма двух потоков. Поэтому, действительно, проблема не в том, что уезжают, а в том, что не приезжают».

По итогам дискуссии эксперты высказали ряд мыслей и рекомендаций, в частности: учесть в современной научной политике два момента – не стоит никого насильно «загонять» в сферу науки и образования (это и нереализуемо); подумать над формированием особой системы научного лидерства. «Сочетайзеры» могут эффективно соединять как менеджерские амбиции, так и научный потенциал. Это сложно, но именно такие люди смогут вытянуть российскую ситуацию из текущей проблемы, считает заместитель декана философского факультета ГАУГН Наталья Емельянова.

Не обошли вниманием и вопрос финансирования. Как считает Михаил Черныш, финансирование науки в России также должно быть выше текущего уровня, а дальнейшая поддержка ученых – увеличиваться, чтобы формировать положительный и привлекательный имидж российской науки как внутри страны, так и за рубежом.

Теги: ран, гаугн, гаугн-диалог, фомин-нилов, черныш, емельянова, философия, социология

Картинка для анонса: Array

Детальная картинка: Array