13.02.2026

Ко Дню российской науки: Абакумлевский клад и новое понимание «финской предыстории» Суздальского Ополья

В рамках празднования Дня российской науки, мы представляем материал о значимой археологической находке 2021 года – Абакумлевском кладе, обнаруженном Суздальской экспедицией Института археологии РАН при участии студентов Исторического факультета ГАУГН. О значении открытия рассказал Александр Морозов – младший научный сотрудник ИА РАН и руководитель археологической практики ГАУГН.

В 2021 году Суздальская экспедиция ИА РАН при участии студентов ГАУГН обследовала участок в окрестностях Суздальского Ополья, который ранее считался малоперспективным. Работы носили разведочный характер – никто не ожидал масштабных находок. Однако именно здесь был выявлен клад, который расширяет наши знания о «финской предыстории» Суздальского Ополья.

Во время осмотра центральной части селища близ села Абакумлево археологи обнаружили предметы, поднятые на поверхность распашкой. Сочетаемость найденных изделий свидетельствовала о серьезной находке, требующей полноценной фиксации. Несколько позже на этом месте был заложен археологический шурф.

Так был обнаружен Абакумлевский клад – комплекс из украшений женского поволжско-финского костюма и нехарактерной для местных культур металлической чаши, вероятно, помещенных в берестяной туес.

Внутри находились сотни предметов: ажурная круглая застежка и шумящие подвески, привески различных форм, а также многочисленные бусины, бисер и пронизи, возможно, являвшиеся элементами головного убора, шейных украшений и браслетов. Подавляющее большинство изделий характерно для конца IV – первой половины V вв. н.э., однако единичные предметы могли использоваться и на столетие раньше.

Клад маркирует самое начало функционирования поселения, а значит, не мог быть закопан в связи с гибелью этого места. Вероятно, его нужно связывать с неизвестной нам ритуальной практикой. Подобная находка на поселенческих памятниках имеет мало примеров. Причины помещения женских украшений в землю остается в определенной степени научной загадкой.

Долгое время участок, где была сделана находка, считался неперспективным в плане обнаружения здесь следов жизнедеятельности. В следствие такой ошибки, поселение, обнаруженное здесь археологами, вероятно, не было известно «черным» копателям и поэтому осталось практически нетронутым. Это отразилось в обилии полученных находок, давших важную информацию о датировке и культурной принадлежности памятника, чего, к сожалению, лишены другие синхронные поселения Ополья.

В связи с этими же обстоятельствами до рук ученых дошел и клад. Случаи таких находок на селищах Волго-Окского региона единичны. В Суздальском Ополье это первый и пока единственный пример комплекса женского костюма населения, проживающего здесь в V-VI вв. н.э.

Вот так ошибочные представления предшественников о местах разведок косвенно повлияли на неизвестность памятника археологии и практически защитили его от активного разграбления. Обнаружение сотрудниками экспедиции, как всего селища, так и неожиданного для него клада, значительно расширило источниковую базу учёных о населении и культуре региона до начала древнерусского освоения.

Фотоматериалы: Институт археологии РАН


Читать также