В Государственном академическом университете гуманитарных наук стартовала всероссийская программа повышения квалификации для научных и научно-педагогических работников, а также работников организаций-работодателей.
По данным Росстата, на 2020 год в России насчитывалось 11 875 000 инвалидов почти 8% населения, в том числе детей-инвалидов порядка 688 тыс. При таких цифрах можно предположить, что и их количество в российских вузах должно быть соответствующим: если сейчас в наших университетах обучается около 4,3 млн молодых людей, то и «особых» студентов (с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья) должны быть десятки, если не сотни тысяч.
Однако это не так. По оценкам экспертов, в России лишь 1% инвалидов получает диплом о высшем образовании, а на работу устраивается еще меньше. В целом же за 2019/20 учебный год в вузы были зачислены лишь 7773 инвалида, в средние специальные учебные заведения 9759.
Даже эти скромные цифры чрезмерно оптимистичны: в лучшем случае лишь 2/3 «особых» студентов досиживают за партой до диплома. Проблема не только в состоянии здоровья, из-за которого многие не тянут учебную нагрузку, но и в отсутствии мотивации. Зачем стараться, когда рядом обычные парни и девушки, у которых все равно получится лучше, а я в любом получу государственные льготы и пособия?
Именно эту задачу дать студентам-инвалидам мотивацию к учебному процессу решает уникальная образовательная программа для вузовских преподавателей со всей страны. Программу выполняет Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН), это часть федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проекта «Образование».
«У молодых инвалидов есть проблема «выученной беспомощности» и иждивенчества, рассказывает один из наставников программы магистр социальной психологии, директор АНО “Пространство равных возможностей” Игорь Новиков. Например, жалость и поблажки со стороны преподавателя ничем хорошим такому студенту не выйдут. Поэтому, когда мы говорим о создании доступной среды для студентов с инвалидностью, начинать нужно не только с пандусов, но и с принципиальных навыков преподавателей. А этому обычно не учат. Преподаватель вуза порою сам пытается разобраться, как работать и элементарно со студентами с инвалидностью. В этом смысле программа ГАУГН уникальна: она транслирует на массовую преподавательскую аудиторию нужный опыт, делает акценты на главных болевых точках. А самое главное дает преподавателю проверенные и многократно опробованные инструменты работы».
Работа с воспитанниками-инвалидами далеко не единственное направление этой программы. В числе других как эффективно учить студентов на дистанте (что особенно актуально в период пандемии), а также сохранить эффективность преподавания в условиях цифровизации и нового технологического уклада.
Программа «Наука и технологии в цифровом обществе» разработана под научным руководством академика РАН, декана философского факультета ГАУГН Владислава Лекторского. Программа вызвала высокий интерес у слушателей. В первые дни набора было подано более 650 заявок.
«Помимо заявок из различных вузов и исследовательских центров страны к программе проявили интерес потенциальные слушатели из крупных компаний и госкорпораций, в частности поступили заявки от госкорпорации «Росатом» и связанного с ней социально ориентированного проекта “Лаборатория карьеры”, рассказывает руководитель программы, заместитель декана философского факультета ГАУГН Наталья Емельянова. Полагаю, высокий интерес к программе вызван тем, что разработчики постарались соединить в ней академический уровень поднимаемых проблем с актуальными общественными дискуссиями. В программе речь пойдет не только о перспективных направлениях научных исследований в цифровом обществе в рамках НБИКС-подхода, но и об этическом измерении этих исследований, об изменении роли исследователя как субъекта научной деятельности, новых вызовах для научных коммуникаций в цифровой среде».
Программы повышения квалификации стартовали в декабре, рассчитаны на 72 часа, в этом году в них участвуют более 1500 слушателей со всей России. Благодаря возможностям дистанционного образования они могут пройти переподготовку, не выходя из дома. При успешном окончании программы слушателю выдается удостоверение о повышении квалификации. Источник финансирования грант Минобрнауки, участие полностью бесплатно.
Ректор ГАУГН Денис Фомин-Нилов о программе ДПО:
«Цифровая революция, про которую так долго говорили, свершилась! Многие стратегические направления развития и цифровые проекты, которые готовились и оформлялись в Государственном академическом университете гуманитарных наук и базовых институтах РАН, перешли в фазу практической реализации и воплощения. Коронавирус стал катализатором для переоценки и переосмысления многих университетских и академических процессов, практик и явлений. При всей традиционности и консервативности академического социогуманитарного знания подавляющее большинство профессорско-преподавательского сообщества осознали и приняли разумом необходимость цифровой модернизации. Конечно, душой и сердцем многие остаются в индустриальном или постиндустриальном мире бумаги и книгопечатания, но в 2020 году цифровая революция свершилась, окончательно определяя будущие контуры информационного общества знаний! Именно в данных условиях ГАУГН смог запустить цикл курсов повышения квалификации научно-педагогических кадров России (более 1500 курсантов практически из всех регионов России) благодаря нацпроекту «Образование».
Кажется, что в научно-образовательной политике России в 2020 году произошло осмысление разных форматов и форм научных исследований и реализации образовательных программ. Удаленная работа или работа в дистанте это на самом деле не игра слов, а серьезные философские смыслы, определяющие будущее, особенно в секторе науки и образования. Оказалось, что существующая инфраструктура и организационно-управленческие модели на самом деле не соответствуют задачам XXI века. При этом список больших вызовов шире, чем был обозначен в “Стратегии научно-технологического развития России”, а ответы на большую их часть лежат прежде всего в социогуманитарной сфере, а не в области техники и технологий.
Мы уверены, что цифровые технологии в науке и высшем образовании позволят сохранять и преумножать традиции, развивать сильные стороны отечественного высшего образования. Цифровая революция и ее плоды позволят совершить ускоренную модернизацию и выйти в мировые лидеры, если адекватно оценивать реальность».