25 сентября в рамках работы конференции «Воспитательные акценты в системе высшего образования: из опыта реализации курса „Основы российской государственности“» состоялся круглый стол «Реализация воспитательной работы в высших учебных заведениях в контексте развития курса „Основы российской государственности“» с участие преподавателей курса и экспертов. Модератором круглого стола выступил руководитель Опорно-методического и информационного центра модуля «Основы российской государственности» Андрей Топычканов. На круглом столе обсудили как содержание и методику преподавания курса, так и его воспитательные возможности.
Одной из ключевых задач национального проекта «Молодёжь и дети» является развитие гражданственности и добровольчества. В ходе работы конференции красной нитью проходила мысль о том, что знание о ценностях не означает их присвоение. Преподаватели «Основ российской государственности» и эксперты подчеркнули роль занятий, способствующих освоению студентами различных гражданских практик.
В качестве примера были приведены участие в выборах, волонтерство и посещение публичных слушаний, направленных на решение местных хозяйственных вопросов. Повышает студенческую вовлеченность посещение органов власти и самоуправления, встречи с работодателями. Благодаря различным формам внеаудиторной работы курс может быть встроен в систему воспитательной работы вуза и связан со всем комплексом воспитательных мероприятий, которые организуются вузом.
Отдельное внимание было уделено системе проведения семинарских занятий, роли преподавателя в ходе освоения студентов дисциплины «Основы российской государственности». Опыт преподавания данного курса свидетельствует, что успех реализации дисциплины зависит от мастерства преподавателя, владения довольно сложным материалом, умения быстро реагировать на текущие события и меняющийся контекст. Преподавателю безусловно необходимо учитывать при проведении занятий актуальную повестку. Это также повышает студенческую вовлеченность и способствует активному включению обучающихся в освоение программы курса.
Участники круглого стола поделились своими практическими наработками и примерами из работы со студентами, рассказав о конкретных случаях, когда преподаватель менял план проведения занятия по разделу «Россия — государство-цивилизация» в соответствии с запросом группы на разъяснение обстановки в мире. В ходе дискуссии преподаватели и эксперты согласились, что необходима дальнейшая разработка частной дидактики курса «Основы российской государственности». Важно включать техники на развитие критического мышления, анализировать причинно-следственные связи и практики принятия решений, использовать инфографику, уделять внимание не только современным вызовам, но и трендам.
Круглый стол был организован и проведен ГАУГН в рамках федерального проекта «Мы вместе (воспитание гармонично развитой личности)» национального проекта «Молодежь и дети».
Фотоматериал: пресс-служба ГАУГН


