28.10.2020

Проект «Наставники». Дмитрий Буленков: «Все более важное значение будут иметь науки о человеке»

ГАУГН запустил программу наставничества, цель которой - помочь талантливым студентам построить карьерную траекторию. В проекте может принять участие каждый студент. В качестве наставников-менторов выступят успешные выпускники Университета. В их число вошли ученые, госслужащие, журналисты и предприниматели. Первым наставником проекта стал Дмитрий Буленков, вице-президент по продажам и маркетингу ГК «Рамакс» - объединения системных интеграторов и компаний-разработчиков.

Дмитрий, вы выпускник исторического факультета ГАУГН, но сейчас работаете в компании, которая занимается технологиями big-data. Как вы пришли в эту сферу?

Дмитрий: С момента моего выпуска из Университета прошло 20 лет. После завершения учебы, параллельно аспирантуре, я начал работать в компании-операторе сотовой связи. Спустя 3 года перешел в IT и вот уже больше 17 лет занимаюсь продажей IT-технологий. В этой сфере требуются навыки общения и социализации, анализ и подготовка взаимодействия, а это то, чему, на самом деле, очень хорошо учат на историческом факультете. Так что, мой опыт учебы очень мне пригодился.

В чем заключаются ваши ежедневные обязанности?

Д.: Моя ежедневная работа - это управление людьми. У меня штат директоров по продажам, маркетинг, поддержка продаж, различные проекты. IT - это целая технология. Для того чтобы продать проект - фактически, незримое, некое будущее счастье, которое у человека появится и будет приносить ему деньги - требуется достаточно серьезная и планомерная работа. Помимо управления, я сам участвую в продажах и в проведении сложных и интересных переговоров как коммерческих, так и связанных с развитием компании и взаимодействием с заказчиками и партнерами.

Какой проектный кейс вы бы назвали самым интересным?

Д.: Есть много интересных проектов, которые сейчас завершены. Например, для «Аэрофлота» - Control tower, где сводятся все показатели производственной деятельности компании. Проект действует в реальном времени для принятия решений. Можно увидеть время прилета и отправления самолета, количество пассажиров, неисправности и все остальное, что дает реальную картину. В том числе, предсказательные моменты. Можно посмотреть какая будет потенциальная ситуация на летном поле через семь часов, не будут ли возникать задержки для взлетов самолетов, не будет ли ситуации переполнения авиационного терминала. Несколько лет работали над этим проектом. Сейчас он переходит в промышленную эксплуатацию.

Если вернуться к вашим студенческим воспоминаниям, какое событие вы считаете самым ярким?

Д.: Таких воспоминаний огромное количество. 1995 год. Мы были первым курсом ГАУГН, до нас студентов не обучали. Нам очень повезло с составом профессоров: (Сергей) Карпюк по Древней Греции, (Александр) Смышляев по Риму, (Павел) Уваров… Но был прекрасный человек, оставивший неизгладимое впечатление - (Всеволод) Володарский. Он преподавал «Историю искусства». Я действительно увлекался с детства историей и много читал по этой теме. У Володарского интересный подход: на лекциях мы смотрели слайды и слушали комментарии. Его методика была одной из самых ярких и приятных.

У вас есть книга, изменившая вас?

Д.: У меня есть любимая историческая книга, которую я перечитываю с огромным удовольствием - это «Апология истории» Марка Блока. Мне кажется, лучше про профессию историка никто не написал. Читаю и восхищаюсь насколько легко и интересно рассказано о работе историка. Это книга, которая на всем протяжении обучения в институте была путеводной звездой.

Как перекликаются социально-гуманитарные науки с трендами цифровизации?

Д.: Big-data исторически заложена теми, кто занимался мореплаванием. Теми, кто прокладывал маршруты в океанах и пришел по итогам большого количества путешествий к выводу, что прямой путь - не всегда самый короткий. История как раз дает понимание откуда это всё взялось, в том числе технологические вещи.
Все говорят о big-data с точки зрения коммерции, а вот если бы кто-то занялся big-data в широком направлении… В Европе частично так делают, занося информацию из исторических документов, исторические факты в технологические системы, обрабатывая их, находя в больших массивах информации неявные корреляции. Это те вещи, которые человеческому мозгу очень сложно обработать. Поэтому нельзя говорить, что гуманитарные науки далеки от технологий. Именно за счет технологии и может быть дан какой-то новый мощный рывок в этом направлении.

На ваш взгляд, существует ли риск, что искусственный интеллект заменит людей или, ещё хуже, поработит нас?

Д.: Не поработит, потому что ни один искусственный интеллект (ИИ) пока не может сделать больше, чем человеческий разум, который закладывает в него алгоритмы действий. Даже самообучаемость не позволяет вырваться за эти алгоритмы. Поэтому искусственный интеллект - это, в первую очередь, помощь и поддержка людей, у которых должно освобождаться больше времени на более приятную работу, где ИИ справиться не может.

Можно ли как-то защитится от сбора личной информации через гаджеты? Насколько реальна проблема «большого брата»?

Д.: Мне кажется, что эта проблема существует с давнего времени. Мы как историки должны понимать, что еще со времен Хаммурапи одни люди манипулировали другими. Сейчас мы вышли на более высокий уровень такой манипуляции за счет сбора и анализа данных. Надо понимать, что такие действия происходят, что так или иначе с тобой взаимодействуют. Выход - осознанно подходить к тому, что ты делаешь. При наличии такой осознанности, цифровое окружение будет причинять минимальный вред. А как-то скрываться от этого, уходить из активной жизни, «надевать» на себя алюминиевый шлем, отправляться в глушь, чтобы тебя не нашли  - мне кажется, это глупо. Сделать это можно, но это не даст той радости, на которую человек рассчитывает. Надо понимать, как окружающий мир с тобой взаимодействует и как ты взаимодействуешь с ним. Ничего страшного в этом «большом брате» пока нет.

Какие профессии вы бы назвали самыми топовыми на ближайшие 10-50 лет?

Д.: Самая топовая профессия, которая будет помогать человеку в современном темпе жизни - это, пожалуй, психолог. Потому что людям нужна помощь. Требуется как можно больше знать о человеке, чтобы помогать справляться с задачами в текущем ритме жизни. Сейчас все говорят про компьютерные науки, ай-ти, но чем дальше, тем более важное значение будут иметь науки о человеке. Именно развитие в этом направлении даст новый скачок качества жизни.

Кого вы бы хотели видеть в числе своих учеников в рамках проекта ГАУГН «Наставник»?

Д.: Бывает, пока студенты учатся, они видят одно будущее. Потом жизнь диктует свои правила, например, когда ты понимаешь, что на аспирантскую стипендию сложно сводить девушку в ресторан. Мне были бы интересны амбициозные люди, заинтересованные в применении навыков изучаемой науки, те, кто хотел бы их коммерциализировать.

Стать участником или наставником проекта


Читать также