12.07.2024

Николай Промыслов: «ГАУГН на протяжении всей своей истории стремился готовить выпускников под решение конкретных научных задач»

Исполняющий обязанности ректора ГАУГН Николай Промыслов рассказал журналу «Ректор вуза», как создание нашего Университета позволило объединить традиции российского образования и потенциал исследований РАН.

Журнал «Ректор вуза» — федеральное специализированное издание для руководства и профессорско-преподавательского состава вузов, научной и образовательной общественности. На страницах издания рассматриваются актуальные проблемы реформирования высшей школы, публикуемые материалы дают пищу для размышления и помогают решать серьезные задачи на том или ином этапе руководства вузом.

Николай Владимирович, когда Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН) был создан, его предназначение формулировалось в двух направлениях. Во-первых, это подготовка молодых кадров для академических институтов. Во-вторых, это проведение образовательного процесса в тесном контакте с ведущими исследователями. В этом году, когда Российской академии наук исполнилось 300 лет, ГАУГН отметил свое 30-летие. Получается, что одна десятая исторического пути Академии была пройдена вместе с университетом. Как вы считаете, насколько в деятельности ГАУГН, в ее результатах удалось воплотить изначальный замысел, заложенный при создании университета? 

В начале 1990-х, когда создавался Государственный академический университет гуманитарных наук (тогда он назывался Республиканский центр гуманитарного образования), в институтах академии наук был ощутимый недостаток молодых кадров и для их подготовки было создано новое учебное заведение. По задумке создателей РЦГО каждый факультет формировался на базе одного из научных институтов РАН, и таким образом факультет становился образовательным подразделением этого института, а директор института — деканом факультета. Так, факультет психологии был создан при Институте психологии РАН, социологический факультет — при Институте социологии РАН, исторический факультет — при Институте всеобщей истории РАН и т.д. Мы стараемся сохранять эту традицию и сейчас, и потому созданный в 2016 г. Восточный факультет опирается на потенциал Института востоковедения РАН. 

В 2024 г. наш университет отмечает свое тридцатилетие, и в рамках подготовки к юбилейным мероприятиям мы постарались собрать некоторую статистику, чтобы понимать, насколько в действительности ГАУГН реализует заложенные при его создании идеи. За эти годы было выпущено более 6 тыс. студентов, из которых около трети связали свою жизнь с наукой и высшим образованием, многие стали государственными служащими, работниками сферы медиа, школьными учителями, открыли собственный бизнес. В ряде базовых институтов наши выпускники составляют от четверти до трети всех сотрудников, а если брать в расчет только сотрудников моложе 45 лет — то есть тех, кто заканчивал вуз в период существования нашего университета — то среди них доля выпускников ГАУГН нередко превышает 60%. 

Сегодня, как и тридцать лет назад, мы видим в качестве нашего целевого выпускника — ученого в сфере общественных и гуманитарных наук. Никто, конечно, не предполагает, что все наши выпускники станут сотрудниками институтов РАН, но навыки ведения исследовательской работы в современном мире нужны практически в любой сфере деятельности, и именно эти навыки мы и стараемся прививать нашим студентам. 

Как вы считаете, какие ключевые события в истории Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН) можно назвать вехами, определяющими его роль в развитии российских гуманитарных наук в постсоветский период? 

Начинать историю ГАУГН нужно с 1992 г., когда правительством Российской Федерации было принято решение о создании Республиканского центра гуманитарного образования для переподготовки преподавателей социогуманитарных дисциплин всех российских вузов. Новому государству необходимо было обновить научный и методологический инструментарий, с помощью которого происходило преподавание общественных и гуманитарных дисциплин в вузах, и делать это решили с привлечением ведущих ученых Российской академии наук. В короткий срок в РЦГО были организованы курсы повышения квалификации для преподавателей со всей страны. В  1994  г. было принято решение пойти дальше — и РЦГО получил статус университета. А в 1995 г. в нем появились первые студенты. 

Историю любого учреждения можно писать по ее руководителям, поскольку каждый приносит что-то свое в организацию. Ректором-организатором ГАУГН был Л.Л. Любимов, известный экономист и теоретик сферы образования. Но становление и развитие нашего университета связано с периодом руководства университетом академиком А.О. Чубарьяном (1996–2007 гг.), который и до сих пор остается президентом ГАУГН. М.В. Бибиков руководил вузом с 2007 по 2012 г. В это время университет зафиксировал в своем названии академический статус и получил современное наименование. В период ректорства Д.В. Фомина-Нилова ГАУГН открывал новые факультеты и направления, преодолевал непростую эпоху укрупнений университетов, входил в эру цифровизации с собственными проектами. 

Можно описывать историю ГАУГН через его структурные преобразования, которые иллюстрируют происходившие в стране процессы. Первоначально в составе университета было только пять факультетов: исторический, философский, психологический, социологический и юридический. В 1996 г. был открыт первый в стране самостоятельный факультет политологии, еще через два года на базе ЦЭМИ РАН был открыт экономический факультет. В 2000 г. был открыт факультет мировой политики, а в 2016 — восточный факультет. В 2017 г. в сотрудничестве с Институтом археологии РАН на историческом факультете была запущена первая в стране самостоятельная образовательная программа по археологии. К  ее реализации в 2021 г. подключились специалисты из Курчатовского института, что позволило познакомить студентов с использованием специфического сложного оборудования для изучения материальных объектов прошлого. В 2020 г. в партнерстве сразу с тремя институтами (Институт языкознания РАН, Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН) был открыт филологический факультет.

Какие образовательные технологии и подходы, применяемые в вашем университете, отличают его от других вузов и подчеркивают его академическую направленность?

Университет изначально формировался как камерный, с небольшими учебными группами, что позволяло преподавателям — ученым с мировыми именами — напрямую контактировать с каждым абитуриентом. Одновременно небольшое число студентов на курсе позволяет прицельно готовить выпускников для необходимых институту научных направлений. Сегодня мы много говорим о необходимости совершенствования и более широкого применения целевого приема, чтобы соответствовать запросам работодателей. ГАУГН на протяжении всей своей истории стремился готовить выпускников под решение конкретных научных задач. Активные исследователи иногда даже специально приходил работать в ГАУГН, чтобы подготовить сотрудников под интересные им темы, и они становились не просто руководителями дипломных работ, но подлинными наставниками в постижении исследовательского ремесла. Именно этот реализуемый на практике вот уже 30 лет институт научного наставничества позволил нам в 2023 г. войти в пилотный проект Минобрнауки России по вовлечению молодежи в научную деятельность с помощью современных инструментов индивидуальной работы. Реализованный на протяжении года проект охватил целый ряд московских вузов и показал, что наши технологии вполне можно применять не только в сфере гуманитарных наук, но и в междисциплинарных исследованиях, а также в сфере популяризации науки. — Сейчас время цифровых технологий, развития искусственного интеллекта. На первый взгляд, все это мало совместимо с гуманитарным образованием, которое в большей степени ассоциируется с книгами, текстами «на бумаге», библиотеками и пр. 

Какими вы видите задачи, возможные направления развития гуманитарного образования в ситуации, когда больше говорят о нехватке IT-специалистов, нежели «гуманитариев»? 

Цифровизация меняет все стороны жизни, и гуманитарные науки тут не исключение. По мере все более широкого вхождения новых технологий в нашу жизнь меняются даже методы работы исследователей. Все больше ученых начинают использовать цифровой инструментарий для проведения собственных исследований: от простейшего распознавания печатного текста до математического моделирования, которое проникает уже практически во все научные дисциплины. И гуманитарии не только сами пользуются достижениями цифровых технологий, но и задают рамки для процессов цифровизации различных сторон жизни общества. Ученые активно обсуждают новые этические дилеммы, которые возникают в мире информационных технологий. На сегодня уже очевидно, что технологии сами по себе не так ценны, а ценен тот человек, которые умеет ими пользоваться и может, опираясь на свои ценности, решать, куда именно должны развиваться технологии. И вот такого ответственного человека не может быть без качественной гуманитарной подготовки. 

Наш университет также ведет работы в сфере информационных технологий. В этом году отмечает 15 лет с момента создания электронный научно-образовательный журнал «История», который изначально создавался исключительно в электронном виде без бумажного аналога. И сегодня это издание стало одним из ведущих в российской исторической науке, базой для разработки целой издательской платформы, созданной в ГАУГН. Ее уже оценили и другие организации, разместившие на ней свои электронные периодические издания. Так что мы не стоим на месте и развиваемся в тренде задач, которые ставит перед нами сегодняшнее время.

Источник текста: журнал «Ректор вуза»
Фотоматериал: Отдел пресс-службы и взаимодействия со СМИ ГАУГН


Читать также