
Исполняющий обязанности ректора ГАУГН Николай Промыслов рассказал журналу «Ректор вуза», как создание нашего Университета позволило объединить традиции российского образования и потенциал исследований РАН.
Журнал «Ректор вуза» — федеральное специализированное издание для руководства и профессорско-преподавательского состава вузов, научной и образовательной общественности. На страницах издания рассматриваются актуальные проблемы реформирования высшей школы, публикуемые материалы дают пищу для размышления и помогают решать серьезные задачи на том или ином этапе руководства вузом.
Николай Владимирович, когда Государственный академический университет гуманитарных наук (ГАУГН) был создан, его предназначение формулировалось в двух направлениях. Во-первых, это подготовка молодых кадров для академических институтов. Во-вторых, это проведение образовательного процесса в тесном контакте с ведущими исследователями. В этом году, когда Российской академии наук исполнилось 300 лет, ГАУГН отметил свое 30-летие. Получается, что одна десятая исторического пути Академии была пройдена вместе с университетом. Как вы считаете, насколько в деятельности ГАУГН, в ее результатах удалось воплотить изначальный замысел, заложенный при создании университета?
В начале 1990-х, когда создавался Государственный академический университет гуманитарных наук (тогда он назывался Республиканский центр гуманитарного образования), в институтах академии наук был ощутимый недостаток молодых кадров и для их подготовки было создано новое учебное заведение. По задумке создателей РЦГО каждый факультет формировался на базе одного из научных институтов РАН, и таким образом факультет становился образовательным подразделением этого института, а директор института — деканом факультета. Так, факультет психологии был создан при Институте психологии РАН, социологический факультет — при Институте социологии РАН, исторический факультет — при Институте всеобщей истории РАН и т.д. Мы стараемся сохранять эту традицию и сейчас, и потому созданный в 2016 г. Восточный факультет опирается на потенциал Института востоковедения РАН.
В 2024 г. наш университет отмечает свое тридцатилетие, и в рамках подготовки к юбилейным мероприятиям мы постарались собрать некоторую статистику, чтобы понимать, насколько в действительности ГАУГН реализует заложенные при его создании идеи. За эти годы было выпущено более 6 тыс. студентов, из которых около трети связали свою жизнь с наукой и высшим образованием, многие стали государственными служащими, работниками сферы медиа, школьными учителями, открыли собственный бизнес. В ряде базовых институтов наши выпускники составляют от четверти до трети всех сотрудников, а если брать в расчет только сотрудников моложе 45 лет — то есть тех, кто заканчивал вуз в период существования нашего университета — то среди них доля выпускников ГАУГН нередко превышает 60%.
Сегодня, как и тридцать лет назад, мы видим в качестве нашего целевого выпускника — ученого в сфере общественных и гуманитарных наук. Никто, конечно, не предполагает, что все наши выпускники станут сотрудниками институтов РАН, но навыки ведения исследовательской работы в современном мире нужны практически в любой сфере деятельности, и именно эти навыки мы и стараемся прививать нашим студентам.
Как вы считаете, какие ключевые события в истории Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН) можно назвать вехами, определяющими его роль в развитии российских гуманитарных наук в постсоветский период?
Начинать историю ГАУГН нужно с 1992 г., когда правительством Российской Федерации было принято решение о создании Республиканского центра гуманитарного образования для переподготовки преподавателей социогуманитарных дисциплин всех российских вузов. Новому государству необходимо было обновить научный и методологический инструментарий, с помощью которого происходило преподавание общественных и гуманитарных дисциплин в вузах, и делать это решили с привлечением ведущих ученых Российской академии наук. В короткий срок в РЦГО были организованы курсы повышения квалификации для преподавателей со всей страны. В 1994 г. было принято решение пойти дальше — и РЦГО получил статус университета. А в 1995 г. в нем появились первые студенты.
Историю любого учреждения можно писать по ее руководителям, поскольку каждый приносит что-то свое в организацию. Ректором-организатором ГАУГН был Л.Л. Любимов, известный экономист и теоретик сферы образования. Но становление и развитие нашего университета связано с периодом руководства университетом академиком А.О. Чубарьяном (1996–2007 гг.), который и до сих пор остается президентом ГАУГН. М.В. Бибиков руководил вузом с 2007 по 2012 г. В это время университет зафиксировал в своем названии академический статус и получил современное наименование. В период ректорства Д.В. Фомина-Нилова ГАУГН открывал новые факультеты и направления, преодолевал непростую эпоху укрупнений университетов, входил в эру цифровизации с собственными проектами.
Можно описывать историю ГАУГН через его структурные преобразования, которые иллюстрируют происходившие в стране процессы. Первоначально в составе университета было только пять факультетов: исторический, философский, психологический, социологический и юридический. В 1996 г. был открыт первый в стране самостоятельный факультет политологии, еще через два года на базе ЦЭМИ РАН был открыт экономический факультет. В 2000 г. был открыт факультет мировой политики, а в 2016 — восточный факультет. В 2017 г. в сотрудничестве с Институтом археологии РАН на историческом факультете была запущена первая в стране самостоятельная образовательная программа по археологии. К ее реализации в 2021 г. подключились специалисты из Курчатовского института, что позволило познакомить студентов с использованием специфического сложного оборудования для изучения материальных объектов прошлого. В 2020 г. в партнерстве сразу с тремя институтами (Институт языкознания РАН, Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН) был открыт филологический факультет.
Какие образовательные технологии и подходы, применяемые в вашем университете, отличают его от других вузов и подчеркивают его академическую направленность?
Университет изначально формировался как камерный, с небольшими учебными группами, что позволяло преподавателям — ученым с мировыми именами — напрямую контактировать с каждым абитуриентом. Одновременно небольшое число студентов на курсе позволяет прицельно готовить выпускников для необходимых институту научных направлений. Сегодня мы много говорим о необходимости совершенствования и более широкого применения целевого приема, чтобы соответствовать запросам работодателей. ГАУГН на протяжении всей своей истории стремился готовить выпускников под решение конкретных научных задач. Активные исследователи иногда даже специально приходил работать в ГАУГН, чтобы подготовить сотрудников под интересные им темы, и они становились не просто руководителями дипломных работ, но подлинными наставниками в постижении исследовательского ремесла. Именно этот реализуемый на практике вот уже 30 лет институт научного наставничества позволил нам в 2023 г. войти в пилотный проект Минобрнауки России по вовлечению молодежи в научную деятельность с помощью современных инструментов индивидуальной работы. Реализованный на протяжении года проект охватил целый ряд московских вузов и показал, что наши технологии вполне можно применять не только в сфере гуманитарных наук, но и в междисциплинарных исследованиях, а также в сфере популяризации науки. — Сейчас время цифровых технологий, развития искусственного интеллекта. На первый взгляд, все это мало совместимо с гуманитарным образованием, которое в большей степени ассоциируется с книгами, текстами «на бумаге», библиотеками и пр.
Какими вы видите задачи, возможные направления развития гуманитарного образования в ситуации, когда больше говорят о нехватке IT-специалистов, нежели «гуманитариев»?
Цифровизация меняет все стороны жизни, и гуманитарные науки тут не исключение. По мере все более широкого вхождения новых технологий в нашу жизнь меняются даже методы работы исследователей. Все больше ученых начинают использовать цифровой инструментарий для проведения собственных исследований: от простейшего распознавания печатного текста до математического моделирования, которое проникает уже практически во все научные дисциплины. И гуманитарии не только сами пользуются достижениями цифровых технологий, но и задают рамки для процессов цифровизации различных сторон жизни общества. Ученые активно обсуждают новые этические дилеммы, которые возникают в мире информационных технологий. На сегодня уже очевидно, что технологии сами по себе не так ценны, а ценен тот человек, которые умеет ими пользоваться и может, опираясь на свои ценности, решать, куда именно должны развиваться технологии. И вот такого ответственного человека не может быть без качественной гуманитарной подготовки.
Наш университет также ведет работы в сфере информационных технологий. В этом году отмечает 15 лет с момента создания электронный научно-образовательный журнал «История», который изначально создавался исключительно в электронном виде без бумажного аналога. И сегодня это издание стало одним из ведущих в российской исторической науке, базой для разработки целой издательской платформы, созданной в ГАУГН. Ее уже оценили и другие организации, разместившие на ней свои электронные периодические издания. Так что мы не стоим на месте и развиваемся в тренде задач, которые ставит перед нами сегодняшнее время.
Источник текста: журнал «Ректор вуза»
Фотоматериал: Отдел пресс-службы и взаимодействия со СМИ ГАУГН