В рамках курса «Современные информационные технологии в высшем образовании и науке» прошла лекция доктора экономических наук, профессора, главного редактора журнала «Цифровая экономика» Анатолия Козырева.
Можете рассказать кратко, о чем была Ваша лекция для слушателей программ повышения квалификации?
Я рассказал им о том, что такое цифровая экономика, экономика знаний и экономика внимания, их взаимосвязи с разных точек зрения. Свое выступление я сопроводил множеством графических изображений для наглядности. На картинках были различные машины и схемы, которые показывают интересные эффекты. Думаю, что самое интересное - это рассмотреть первые вычислительные машины, разработанные Конрадом Цузе, который работал на немецкие ВВС во время войны. Также буду рассказывать про цифровые продукты. Первый цифровой продукт - это сигнал секретной связи, созданный в 1933-м году в СССР, и на тот момент у него не было аналогов. Именно цифровая форма позволила передавать речь в зашифрованном виде. Постепенно цифровые технологии становились дешевле, и сейчас они уже настолько доступны, что вытесняют аналоговые из привычных сфер. Тем не менее это не повод для того, чтобы думать о том, что цифровизация решит все проблемы, это совсем не так. Как и всякая новая технология, она приносит с собой массу проблем, о чём я тоже немного рассказал нашим слушателям.
Существует мнение, что образование для специалиста заканчивается после окончания университета. Согласны ли Вы с этим утверждением?
На самом деле нет. Я учился всю жизнь, а мой первый научный руководитель говорил, что аспирант, с точки зрения настоящего специалиста, почти не отличается от первокурсника. То есть человек работающий знает настолько больше, чем аспирант, что разница между аспирантом и первокурсником пренебрежительна. Именно потому, что он учится всю жизнь.
Допустим, если человек 10 лет проработал, то там и обучение идёт более интенсивное, потому что там он изучает именно то, что хочет, чтобы быть в своей области адекватным. Если говорить о других специальностях (не математике), то в среде инженеров есть шутка: когда человек приходит на производство, ему говорят забыть всё, чему его учили, и что его сейчас начнут учить тому, как оно все на самом деле будет. Это связано с тем, что очень много было такого, что нужно знать применительно к той технике, производственным процессам, к месту конкретному и так далее. И в общем-то и раньше все учились всю жизнь, просто образование было несколько по-другому устроено.
Многие курсы и тренинги сейчас переводятся в онлайн режим, однако существуют и офлайн форматы. На Ваш взгляд, хорошо ли то, что все становится электронным? Или нужно сохранять и форматы живого общения?
Я считаю, что нужно сохранять офлайн формат, потому что преподаватель должен видеть реакцию слушателей. Но если ты записываешь просто лекцию, а потом её слушают, то в этом, конечно, тоже есть плюсы.
Сейчас самая главная задача преподавателя - защитить от ложной информации: ее очень много, но она почти вся фейковая, в том числе и по научным фактам. Человек заходит в интернет, находит неправду и ее запоминает. И от этого очень важно уберечь. Среди наших преподавателей популярно ругать «Википедию», что туда пишет кто угодно и так далее. Но это не совсем так: в «Википедии» масса ценного, как и куча неверного вместе с тем. То же самое и в учебниках. Просто нужно правильно сориентироваться и понять, куда идти, чтобы проверить достоверность. Надо всё обязательно перепроверять. Обычно в «Википедии», если это хороший материал, идут ссылки, и, как правило, это выход на научные статьи, а там уже, если автор не ошибся и его опубликовали не зря, то это уже правда. А просто искать - это почти безнадёжно, так как большая вероятность того, что попадешь не на самые удачные статьи. Если зайти в сеть, то сейчас про ту же самую цифровую экономику кто только не болтает.
Интересен факт, что термин цифровой экономики появился в 1994 году. До этого ее называли информационной, но по сути информационная экономика и цифровая - это почти одно и то же, но акцент на цифровое представление очень важен. Я, допустим, сразу понял, как только некоторые авторы (в основном англоязычные) стали употреблять термин «digital». А сейчас есть куча всяких форумов где преувеличивают и развивают акценты, идет хайп вокруг криптовалют. В итоге многие думают, что цифровая экономика - это про криптовалюты, но это глупость, ведь это лишь мелкий закоулок цифровой экономики.
Благодарим Анатолия Козырева за беседу!