
С 1 сентября в школах шести регионов России стартует пилотный проект по выставлению оценок за поведение. Инициатива коснется учеников 1-8 классов из 84 образовательных учреждений. В случае доказательства эффективности, система будет внедрена по всей России с 1 января 2026 года.
Решение о выставлении оценки будет находиться в компетенции классного руководителя, который будет учитывать мнения коллег. Однако, уже сейчас многие педагоги и эксперты ставят под сомнение реальную эффективность такого подхода.
Как отметили в Министерстве просвещения, главной задачей новой оценки является укрепление сознательной дисциплины обучающихся, а основным критерием ее выставления будет служить выполнение школьниками своих основных обязанностей.
Доцент ГАУГН Денис Фомин-Нилов поделился своим видением ситуации и выразил скептицизм относительно долгосрочных результатов проекта в интервью новостному порталу BFM.RU.
Эксперт считает, что данный эксперимент, вероятно, не принесет значимых изменений в качество воспитательной работы. Он провел параллели с опытом образования СССР:
«На мой взгляд, конечно, можно продолжать экспериментировать, но опыт, который уже был, — вряд ли это даст сильный, значимый результат в повышении качества воспитательной работы в наших школах с нашими детьми. В Советском Союзе оценка за поведение и за прилежание присутствовала тогда еще в наших бумажных дневниках.
По моему личному опыту, оценка поведения, конечно, расстраивала и немного напрягала школьника, но критически никак это даже в Советском Союзе не сказывалось. Потому что, по крайней мере в 80-е годы, мог быть человек круглым отличником, и да, немножко поведение его портило — дисциплину нарушал в формате "бегал по коридорам на переменах"».
Эксперт подчеркнул, что любые учебные планы или стандартизированные форматы являются лишь инструментами, тогда как ключевым элементом образовательного процесса остается личность педагога.
«Тут, как и всегда, и во все времена — что учебные планы или какие-то стандартизированные форматы — это все-таки инструменты. А самое главное — это учитель и содержание работы учителя внутри класса, пользуется ли он авторитетом и доверием школьников, входя в этот кабинет. Даже если там повесить 105 камер и поставить миллион микрофонов — все равно качество образования зависит именно от личности учителя, от того, что он знает, как он подает материал», — убежден доцент ГАУГН.
По мнению Дениса Фомина-Нилова, гораздо большее внимание необходимо уделять повышению квалификации и мотивации учителей к саморазвитию, что включает улучшение условий труда, повышение авторитета профессии и, что немаловажно, увеличение размеров оплаты труда педагогов.
Будущее этой инициативы, а также ее влияние на образовательный процесс и роль учителя, станет предметом внимательного изучения в ближайшие годы.
Новость подготовлена на основе материала BMF.RU.
Фотоматериал: пресс-служба ГАУГН