Новости
10 марта 2025

Новости наших партнеров
Первая окружная учебно-методическая конференция «Основы российской государственности. Развитие»
4–5 марта ГАУГН при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и проектного офиса «ДНК России» провёл первую окружную учебно-методическую конференцию «Основы российской государственности. Развитие». Конференция прошла на базе Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, в ней приняли участие около 200 сотрудников высших учебных заведений Центрального федерального округа, преподаватели курса «Основы российской государственности» и смежных дисциплин.
Конференцию с приветственным словом открыла заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова. В своём обращении она подчеркнула значительный успех программы и объявила о начале нового этапа развития курса «Основы российской государственности».
Перед участниками также выступили исполняющий обязанности ректора ГАУГН Николай Промыслов, директор ИНИОН РАН, член-корреспондент РАН Алексей Кузнецов и научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин. В своих выступлениях они акцентировали внимание на необходимости подвести итоги внедрения курса «Основы российской государственности» и обсудить его дальнейшее совершенствование в связи с запуском в этом году Национального проекта «Молодёжь и дети», который предполагает развитие системы гражданского и патриотического воспитания. Реализация национального проекта будет осуществляться в том числе силами опорно-методических центров, включая соответствующий центр в ГАУГН.
Руководитель Опорно-методического центра ГАУГН Андрей Топычканов познакомил слушателей с некоторыми итогами внедрения курса «Основы российской государственности» в 2023–2024 годах. Спикер рассказал о прогрессе, который удалось достичь Опорно-методическому центру совместно с вузами-партнерами при поддержке Минобрнауки России и проектного офиса «ДНК России». Нацеленный на формирование гражданственности курс постепенно встраивается в систему вузовского воспитания, наряду с курсами, направленными на формирование академической и профессиональной этики, а также этики взаимопомощи (в рамках обучения служением).
В рамках пленарного заседания с докладом выступил генеральный директор Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов. Говоря о ценностных ориентирах студентов, эксперт отметил, что на данном этапе реализации курса социологи фиксируют рост популярности ценностей гражданственности и патриотизма среди молодёжи, однако существенных результатов в этом направлении пока достичь не удается. Спикер выразил надежду, что развитие курса «Основы российской государственности» будет способствовать внедрению новых эффективных механизмов, которые позволят полнее реализовать воспитательную функцию курса.
Перед началом групповой работы в зале Учёного совета ИНИОН РАН состоялся круглый стол «Гражданское и патриотическое воспитание в системы высшего образования: вопросы организации информационной поддержки» с участием пресс-секретарей и представителей молодёжных пресс-центров высших учебных заведений. Перед сотрудниками вузов выступил Андрей Полосин, он подчеркнул стратегическую значимость проекта «Основы российской государственности» и его роль в формировании мировоззрения молодого поколения. В своем обращении эксперт акцентировал внимание на необходимости широкой поддержки проекта в средствах массовой информации, отметив, что это важно для эффективного знакомства молодёжи с ключевыми российскими ценностями и принципами российской государственности. Особое внимание было уделено междисциплинарному характеру курса, который позволяет студентам различных специальностей увидеть взаимосвязь различных аспектов общественно-политической жизни страны.
После круглого стола участники конференции были разделены на проектные группы, которые в течение двух дней рассматривали и разрабатывали различные практики гражданского и патриотического воспитания молодёжи в рамках курса «Основы российской государственности» и других форм вузовской работы. Участникам было предложено проанализировать опыт двухгодичной реализации курса, оценить его воспитательный потенциал и предложить систему методических решений, позволяющих углубить его ценностно-мировоззренческую функцию. Группами были обозначены следующие ключевые особенности курса по этому направлению:
-
Курс соединяет в себе академическое содержание и воспитательный компонент;
-
Курс способствует гражданскому и патриотическому воспитанию;
-
Курс оказывает влияние на актуализацию и присваивание традиционных российских ценностей;
-
Курс готовит студентов к взаимодействию с государством в процессе профессиональной самореализации.
Для совершенствования курса группами были отобраны следующие задачи:
-
Поддержка ценностно-мировоззренческой составляющей курса. Разработка и внедрение взаимодополняющего тематического блока в рамках единого ядра социально-гуманитарных дисциплин, обеспечение целостности категориально-понятийного аппарата.
-
Внедрение проектной и интерактивной работы. Формирование комплекса мероприятий проектной, исследовательской и внеучебной деятельности в рамках дисциплины.
-
Развитие профессионализации и специализации курса. Адаптация курса к различным образовательным программам (подготовка специализированной учебно-методической литературы, профессионализация содержания, к примеру, в виде работы с первоисточниками для представителей философских, исторических, культурологических направлений подготовки).
-
Просветительская и популяризационная поддержка курса. Создание медиаконтента и просветительских материалов, сопровождающих курс, в том числе с привлечением дополнительных решений по расширению аудитории слушателей курса.
-
Создание условий для формирования гармонично развитой личности. Формирование коммуникативных навыков и компетенций за счёт развития культуры дискуссии, критического мышления и публичной презентации.
Второй день конференции открылся с доклада вице-президента Российской академии образования, академика РАО Виктора Басюка «Методология гражданского воспитания в учреждениях высшего образования: роль курса “Основы российской государственности”». Основное внимание эксперт уделил внутренней позиции личности студента, выступающей основой формирования мировоззрения, индивидуальной системы ценностей, гражданской идентичности и функциональной грамотности. Задача вузовского преподавателя, в частности преподавателя «Основ российской государственности», – выстроить субъект-субъектное общение так, чтобы стало возможным воспитательное взаимодействие преподавателя и студента, укрепление внутренней позиции личности молодого человека и развитие его самосознания.
На заключительной заседании проектные группы представили свои предложения и рекомендации по их поэтапной реализации.
-
Необходимо обеспечить связность школьных занятий «Разговоры о важном», дисциплины среднего профессионального образования «Россия – моя история» и вузовского курса «Основы российской государственности».
-
Необходимо уделить внимание тому, чтобы в рамках единого ядра социально-гуманитарных дисциплин была обеспечена целостность категориально-понятийного аппарата, в том числе через обращение к ценностям как части мировоззренческой экосистемы.
-
Проблематика курса «Основы российской государственности» может получить развитие на старших курсах, в том числе, например, через курс, посвященный семье и обществу. Аудиторию курса можно расширить, организуя мероприятия просветительской и популяризационной направленности.
-
Необходимо продолжить работу по адаптации курса к различным образовательным программам. В рамках воспитательной работы и изучения «Основ российской государственности» следует активнее применять проектные формы работы.
-
С целью совершенствования преподавания «Основ российской государственности» необходимо проводить регулярное повышение квалификации преподавателей, продолжить развитие учебно-методического обеспечения курса, создать библиотеку лучших практик.
В экспертном обсуждении проектов приняли участие исполняющий обязанности ректора ГАУГН Николай Промыслов, ректор Севастопольского государственного университета Владимир Нечаев, профессор кафедры государственной политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова, член авторского коллектива учебного пособия «Основы российской государственности» Вардан Багдасарян, советник руководителя аналитического центра Федерального института оценки качества образования Виктор Степаненко, директор Института глобальных исследований Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Сергей Белоконев, заместитель начальника Управления сетевых и партнерских проектов государственной политики РАНХиГС Анастасия Суслова, руководитель Опорно-методического и информационного центра модуля «Основы российской государственности» в ГАУГН Андрей Топычканов и начальник Отдела профориентации школьников ГАУГН Юрий Татунов.
В ходе обсуждения эксперты пришли к выводу, что необходимо ясно представлять гармонично развитую личность, чётче сформулировать цели воспитательного воздействия, проверить соответствие образовательных средств данным целям и выработать способы измерения достижимости этих целей. В целом эксперты одобрили результаты работы проектных групп и рекомендовали продолжить работу по совершенствованию преподавания «Основ российской государственности», гражданского и патриотического воспитания в высшей школе.
В течение марта – апреля пройдут окружные конференции в каждом из опорно-методических вузов, участвующих во внедрении курса «Основы российской государственности». Преподаватели данного курса продолжат обсуждать вопросы, поставленные на первой конференции. 17 и 18 апреля в ИНИОН РАН состоится общероссийская учебно-методическая конференция, на которой предполагается подвести итоги этих обсуждений.
Фотоматериал: Отдел пресс-службы и взаимодействия со СМИ Управления информационной политики ГАУГН
Теги:
Картинка для анонса: Array
Детальная картинка: Array