Сегодня мир задается рядом непростых вопросов, один из которых - как пандемия коронавируса изменит наши жизни и привычный быт. В рамках рубрики «Семиотика ГАУГН» ученые с мировыми именами говорят о будущем видении планеты. Своими мыслями о будущем времени поделился доцент семиотики Университета Париж-Декарт Хуан Алонсо Алдама.
«Что будет потом?» - вот вопрос, который сегодня в один голос задают себе люди на всех концах земли. И хотя уже много лет ввиду климатического кризиса вопрос «толкования знаков будущего» является излюбленной темой политических и общественных выступлений, случай с COVID-19 заставил граждан всего мира по-новому посмотреть и на будущее, и на время вообще. Ведь думая об экологическом кризисе, мы обычно представляли его себе как угрозу постепенную и рассеянную. Несмотря на то, что климатологи указывали конкретные сроки, эта угроза мыслилась нами как финал некоего завтрашнего дня, который наступит неизвестно когда.
На самом деле семантическая и семиотическая особенность темпоральности, нашего восприятия времени, вписанная в категорию «после» - это ее точечный характер. Она бросает нам вызов сегодня, и границы ее, по крайней мере начальные, четко определены: новое время начнется на следующий день после выхода из самоизоляции. В терминах семиотики эта особенность выражена «начинательностью», отправной точкой времени, и, как любое начало, она сочетает в себе надежду и беспокойство одновременно.
В чем же особенный смысл этого будущего? И почему все публичные высказывания сейчас делают акцент именно на времени?
Без сомнения, мы проживаем сегодня значительное историческое событие, и, как всякий ключевой момент в истории, оно меняет расстановку сил и заставляет по-новому посмотреть на категорию времени. Как замечательно исследовал российский семиотик Юрий Лотман, внезапное возникновение события в непрерывно развивающемся историческом процессе меняет видение будущего. Однако теперь и прошлое будет рассматриваться и толковаться в свете того, что с нами происходит сейчас. Мы пересматриваем и наполняем новым смыслом это прошлое, пытаясь обнаружить в нем признаки причин случившегося, то есть устраиваем проверку общественному и политическому сознанию, спрашивая: «Что довело нас до такого состояния».
Событие «COVID-19» переворачивает наше более или менее предсказуемое историческое будущее с ног на голову и одновременно оно открывает перед нами всевозможные варианты будущего альтернативного, и тогда появляется множество сценариев, чтобы заполнить это новое временное пространство, ранее казавшееся уже написанным. И мы начинаем представлять себе начало нового политического, социального и экологического будущего.
Такая перестройка времени с новым прошлым и новым будущим открывает перед нами иную форму темпоральности, которую можно было бы назвать «прошлое время нашего будущего». Эта новая форма времени стремится вписать себя в ход Истории заглавными буквами, то есть «стать выше» дня Сегодняшнего и даже посоперничать с властью дня Завтрашнего Новая форма темпоральности находит себе место в историческом будущем, как на мысе плывущего корабля. Она становится «завершающим» этапом (последней чертой) начинательности этого рождающегося на наших глазах будущего и оглядывается с этой будущей конечной точки на наш сегодняшний день как на свое прошлое. Примерно так поступила королева Англии, которая в своем обращении к нации по вопросу текущего санитарного кризиса, выйдя за пределы своего собственного жизненного и исторического времени, произнесла: «…В будущем каждый из вас сможет гордиться тем, как он принял этот вызов. А те, которые придут после нас, скажут, что британцы этого поколения были столь же сильны, как и другие народы».
А до тех пор, пока не наступит новое осмысление событий, мы продолжим жить во времени распавшемся и абсурдном. Времени между прошлым, которое нужно пересмотреть, нестабильными событиями настоящего и всевозможными вариантами ускользающего будущего.
Интервью и перевод: Инна Меркулова.