Новости

22 января 2021

Новости

Семиотика ГАУГН. Инна Меркулова и Марина Меркулова о новых формах культурного досуга в 2020 году

Сегодня мир задается рядом непростых вопросов, один из которых - как пандемия коронавируса изменит наши жизни и привычный быт. В рамках рубрики «Семиотика ГАУГН» ученые и эксперты говорят о будущем видении планеты. Своими мыслями о новых формах культурного досуга в период санитарного кризиса поделились члены Международной ассоциации семиотики: кандидат филологических наук, доцент ГАУГН Инна Меркулова и кандидат филологических наук, доцент РГГУ и МГПУ Марина Меркулова.

Весь мир - театр: семиотика культуры в эпоху санитарного кризиса

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля -

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальную трудов и чистых нег.

А.С. Пушкин

В эпоху наиболее трудных испытаний люди обычно обращаются к главному, к истокам, будь то простые традиции или слова национального поэта. «Веселое имя: Пушкин», согласно блоковскому выражению, несет нам утешение своей легкостью, обаянием гения и примером достойно прожитой жизни, когда главное - не то, как говорит или планирует человек, а то, как он поступает: когда честь и ее защита и есть основной стержень поэзии и судьбы.

В 1834 году, когда были написаны эти строки, Александр Сергеевич в полном расцвете творчества, женат на красавице Наталье Николаевне, и все испытания и трагическая дуэль 1837-го пока впереди. Но уже прожита Болдинская осень 1830-го, та самая, когда эпидемия холеры удерживала поэта на расстоянии от Москвы и от невесты, та самая, когда на карантине им были написаны последние главы великого «Евгения Онегина» и цикл «Маленьких трагедий», включающий «Пир во время чумы».

Возможно, квинтэссенция пережитого карантинного опыта наиболее ярко выражена Пушкиным в этом стихотворении, когда он пишет о главных ценностях: покой, воля, обитель «дальная» трудов и чистых нег.

Это как раз то, чего мы оказались лишены в 2020 году: душевного покоя, из-за неизвестных сроков окончания пандемии и неуверенности в завтрашнем дне;  воли, из-за введения режима самоизоляции и различных ограничений; наконец, перспектив обители «дальной» как возможности творчества и отдыха или того и другого.

Впрочем, на этом последнем пункте стоит остановиться подробнее. Потому что здесь возник парадокс: традиционные формы культурного досуга - театр, кино, музей, концертный зал - оказались недоступными или малодоступными (с 50%- или 25%-й наполняемостью залов и ограничениями для зрителей старшего поколения), но именно этот вакуум стал катализатором множества оригинальных и новаторских онлайн-проектов. Кто мог еще год назад представить себе, что новой культурной нормой станут виртуальные ежевечерние чтения стихов известными артистами и литераторами или их диалоги между собой в социальных сетях? Что российские и зарубежные театры будут проводить «встречи и разговоры по телефону» со зрителями и премьеры в прямом эфире? Что видео солистов балета Михайловского театра в Санкт-Петербурге с репетициями у себя дома соберет миллионы просмотров и восторженных реакций во всем мире? Что многие из нас будут так скучать по любимым музеям, что сами эти музеи «пойдут навстречу» зрителям, и не только с виртуальными экскурсиями, но с лингвистическими проектами типа «Никто не» («Скучающий флешмоб») : «никто не смотрит на картину», «никто не забывает зонтик у входа», «никто не задает вопрос смотрителю» - возвращайтесь скорее, нам вас не хватает ! Что возникнет формат онлайн-фестиваля одной пьесы, когда творчество выдающегося драматурга Александра Вампилова, этого «Чехова XX века», по-новому откроют для себя взрослые, студенты и школьники? И что сами мы превратимся в артистов, художников, музыкантов, придумывая онлайн-перформансы и имитируя «культпоход в театр» (да-да, надеть красивое платье, позвонить друзьям и вместе, каждый у себя дома, посмотреть интересный спектакль или концерт, а потом обсудить впечатления с помощью интернет-связи… ).

Когда сегодня едешь в московском метро, то внимание притягивает афиша с двумя масками: слева маска карнавальная, закрывающая верхнюю часть лица, и надпись «неправильно»; справа маска медицинская, закрывающая рот и нос, с надписью «правильно». Новые нормы поведения, рекомендующие повсеместно носить медицинские маски, буквально превращают весь мир в театр, по известной шекспировской формуле. И мы оказываемся в пространстве уже другой пьесы, «Маскарада» Лермонтова: мира странного и непредсказуемого, где маска скрывает эмоции, где трудно донести до собеседника главную мысль и еще труднее угадать его реакцию.

Если проанализировать новые культурные формы в эпоху санитарного кризиса, то оказывается, что их возникновение и развитие происходит по законам семиосферы, сформулированным Юрием Лотманом: элементы, находившиеся на периферии, перемещаются в центр; поначалу они воспринимаются как «взрывные» и неожиданные, но постепенно сами становятся новой нормой и точкой отсчета. Формы «цифрового досуга» и онлайн-обучения уверенно заняли место рядом с традиционными способами организации жизни и принесли с собой новые возможности. Стало ясно, что в пост-кризисный период они не исчезнут, что впереди - новая «смешанная» реальность, к которой мы будем привыкать.

Несколько лет назад, будучи переводчиком первой женщины-космонавта Валентины Терешковой во время ее визита в Париж, я спросила о том, что ее больше всего поразило, когда она была в космосе. Она ответила: «Когда я смотрела на Землю оттуда, из окна космического корабля, она показалась мне такой красивой и такой маленькой, хрупкой. И все наши конфликты, неурядицы, проблемы - столь незначительными, ведь все это вместе взятое может исчезнуть в один момент. Это понимаешь, будучи там».

Нынешний санитарный кризис, несомненно, оставит нам много уроков во многих областях. Но, как кажется, в сфере культуры самый главный урок в том, что она - мощный антидот в ответ на испытания, войны и эпидемии на нашей хрупкой планете. Механизмы культуры способны видоизменяться и адаптироваться к ситуации, стремясь к главному - поддержать наш дух и моральный настрой. Потому что, как писал Пушкин (с него мы начали, к нему и вернемся) Плетневу в 1831-м, «Эй, смотри: хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу. […] Вздор, душа моя; не хандри - холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы».

Теги: ран, гаугн, семиотика, Меркулова, Наталья Емельянова

Картинка для анонса: Array

Детальная картинка: