27.05.2020

Семиотика ГАУГН. Хосе Мария Пас Гаго о коммуникативной пандемии

Сегодня мир задается рядом непростых вопросов, один из которых - как пандемия коронавируса изменит наши жизни и привычный быт. В рамках рубрики «Семиотика ГАУГН» ученые с мировыми именами говорят о будущем видении планеты. Своими мыслями о будущем времени поделился профессор теории литературы университета Ла-Корунья, вице-президент от Европы Международной ассоциации семиотики IASS/AIS Хосе Мария Пас Гаго.

«Вирус - это послание»: с таким названием в стиле культуролога Маклюэна вышла статья моей аргентинской коллеги Сандры Вальдеттаро в блоге Hipermediaciones. Увидев провокационное название, я стал думать об этой неоднозначной идее.
Коронавирус SARS-CoV-2 несет в себе столько смыслов, денотативных и коннотативных, что его стремятся истолковать с самых разных точек зрения : философской, социологической, антропологической и особенно семиотической. Вестник Апокалипсиса, бактериологическая антиутопия, месть природы, антикапиталистический маневр, лабораторный эксперимент, негативный эффект глобализации…

Наиболее провокационные мыслители и самые тонкие философы предлагают теории заговора на любой вкус: с одной стороны, элементы диктаторской стратегии с целью создания исключительного государства с полным контролем над гражданами (Джорджо Агамбен), попытка свержения неолиберальной капиталистической системы с целью возрождения коллективистских лозунгов в духе коммунизма (Славой Жижек); с другой стороны, обращение к человеческому достоинству и незыблемым ценностям, к личной свободе и чувству ответственности (Хавьер Гома), а также к ценностям духовным и творческим (Жиль Липовецкий). Оба последних автора, испанец Гома и француз Липовецкий, отметают варианты теории заговора и ищут причину эпидемической катастрофы в Европе в недальновидности и некомпетентности.

В статье, опубликованной в Russia Today в начале февраля 2020 года, Жижек пишет, что коронавирус - прежде всего вирус идеологический, ксенофобский и антикитайский. Другие же мыслители, напротив, считают, что его создали в Пекине, чтобы разрушить систему западного капитализма.
В этом противоречивом и многозначном контексте идея о том, что вирус - это сообщение или послание, не давала мне покоя. Поэтому я решил спросить мнение моего личного предсказателя, девяностолетнего врача, с огромным запасом медицинской и житейской мудрости - доктора Санчеса Салорио. С большим  удивлением я узнал  от него, что вирусы в буквальном смысле слова и есть сообщения. Поэтому маклюэновская фраза «вирус как послание» приобрела новый буквальный смысл: уравнение получило фактические доказательства.

Мой друг доктор Салорио рассказал мне, что вирусы - не совсем существа, но сами по себе сообщения. Они - не что иное, как коды, запускающие инфекционный процесс при контакте с клетками получателя. То есть вирус провоцирует болезнь, прикрепляясь к клеточному рецептору. Cегодня знакомые нам всем средства цифровой коммуникации немедленно сообщают нам о каждом случае пандемии, и когда мы говорим, что такая информация по сути вирусная, то это уже не метафора.

COVID 19 - вирус коммуникативный и создает вирусную коммуникацию: вирус проникает в клетки и быстро размножается, чтобы затем немедленно заразить других получателей во всем мире, невзирая на границы и социальную принадлежность. Точно так же, следуя логике заражения, информация о пандемии множится в реальном времени в СМИ и социальных сетях, порождает бессчетные статистические данные и научные объяснения, fake news и умышленные розыгрыши, медицинские отчеты и всевозможные причудливые интерпретации. Наверное, как никто в истории, мы столкнулись сегодня с пандемией коммуникации, биологической и медийной.

Я начал писать эти строки, перефразируя знаменитую аксиому Маклюэна, а закончить хочу другой цитатой в его же стиле, потому что слова Хавьера Гома выражают именно то, что я чувствую сейчас: мы живем в глобальной деревне: вирусу не нужен паспорт, и он делает всех нас космополитами (“Virulencias”, журнал Abc, 29.03.2020).

Интервью и перевод: Инна Меркулова.


Читать также