Новости

3 июня 2020

Новости

Семиотика ГАУГН. Кястутис Настопка о пандемии как вызове

Cегодня мир задается рядом непростых вопросов, один из которых - как пандемия коронавируса изменит наши жизни и привычный быт. В рамках рубрики «Семиотика ГАУГН» ученые с мировыми именами говорят о будущем видении планеты. Своими мыслями о пандемии как вызове поделился заслуженный профессор семиотики Вильнюсского университета Кястутис Настопка.

В 1957 году, представляя литовским читателям роман Альбера Камю «Чума», семиотик Альгирдас Жюльен Греймас охарактеризовал чуму как бедствие, которое выходит за рамки жизни одного человека. Он сравнил эту болезнь с такими испытаниями, как война, оккупация и сопротивление. Все они - не что иное, как вызовы суверенитету личности.

Греймас понимал вызов как коммуникацию между двумя индивидуальными субъектами. Отправитель сообщения манипулирует получателем, подталкивая его к ответным действиям. Молчание получателя расценивается как знак некомпетентности последнего. По мнению Греймаса, это пример коммуникации обязывающей. В ситуации самоизоляции индивидуальным субъектом манипулирует общество, которое несет ответственность за каждого из своих граждан.

Греймас определяет свободу субъекта как возможность действовать, а независимость субъекта - как возможность не совершать действий. Свободный субъект может делать все, что соответствует его нарративной программе. Субъект независимый может не делать того, что считает неприемлемым. Обе эти модальности и составляют код суверенности. Перед лицом всеобщей беды возможность действовать превращается в невозможность действовать, а возможность не действовать - в невозможность не действовать. Бессилие бросает вызов свободе, послушание отрицает независимость. Коду суверенности противостоит код покорности. Выбирая покорность, индивидуальный субъект подтверждает свою солидарность с обществом. В противном случае он считается субъектом некомпетентным.

В романе Камю повествование ведется от лица доктора Бернара Риэ - непосредственного свидетеля охватившей город болезни. Он борется с чумой, зная, что перед ним - череда бесконечных поражений. Для него это способ противостоять грозящему порабощению и средство сохранить гордость, сопротивляясь. Как считал Греймас, код гордости - связующее звено между свободой и послушанием.  

Рассказчик доктор Риэ говорит от имени всех тех, кого коснулась беда : « не было такого страдания, которое бы не разделяли все остальные люди ». Находясь в самом эпицентре чумы, Риэ узнает, что такое потерять друга, что значит потерять жену, которая умрет в изгнании. « Все, что человек смог получить из рук чумы и жизни, - были знания и память», - резюмирует он.

Код покорности несет и положительный баланс - это солидарность с теми, кто находится в ситуации самоизоляции. Парижский журналист Рамбер предпринимает отчаянные попытки вырваться из изгнания. Он считает чуму чем-то абстрактным, угрожающим его личному счастью. Однако после подписания контракта, который позволил бы ему нелегально уехать, он внезапно сообщает доктору, что останется в его команде, потому что «одному быть счастливым - стыдно».

Интервью и перевод: Инна Меркулова.

Теги: ран, гаугн, семинар, семиотика, Меркулова

Картинка для анонса: Array

Детальная картинка: