Новости

27 января 2023

Студенты Социологического факультета представили результаты своих исследований
Новости факультетов

Студенты Социологического факультета представили результаты своих исследований

Татьянин день – День российского студенчества на Социологическом факультете ГАУГН для четверокурсников прошел в праздничной атмосфере экзамена по курсу Виктории Семеновой «Интерпретативные технологии в социальных науках». Расширенный формат мероприятия с участием заместителя декана Юлии Епихиной, приглашенными преподавателями факультета Андреем Старовойтенко и Валентиной Шиловой позволил презентовать и обсудить проекты, реализованные небольшими группами студентов. Перед ними стояла задача провести законченные самостоятельные исследования от формулировки научной проблемы, определения объекта и предмета, постановки цели и исследовательских задач до обработки полученных эмпирических данных, их интерпретации и разработки теоретической модели изучаемого предмета.  

Были представлены три проекта:
 

  • группой Анастасии Колесниковой «Актуализация онлайн-знакомств на примере сервиса "Леонардо ДайВинчик"»; 
  • группой Анны Баркаловой «Воспроизводство гендерных стереотипов в образовательном процессе на примере студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений»; 
  • группой Алина Нейжмаковой «Распределение социальных ролей в современной семье». 
 
Вот как сами студенты отзываются о проделанной работе и полученном научном опыте:
 
 «Основная задача нашего исследования заключалась в выявление мотивов пользования сервисами для онлайн-знакомств. В сети Интернет существует множество платформ для осуществления поиска партнеров для различных целей, которые носят не только дружеский характер, но и романтический. Мы выбрали сервис «Леонардо ДайВинчик», базирующийся во ВКонтакте, так как он является на данный момент самым доступным в молодежной среде. 

Нашей группой был определен исследовательский вопрос: почему наблюдается тренд на увеличение пользователей сервисов онлайн-знакомств? И что является предпосылкой регистрации на подобных сервисах? 

Перед проведением глубинных интервью мы составили гайд, который состоял из 5 блоков, затем провели 8 интервью. Нашими респондентами стали знакомые, поскольку на анкету, созданную на платформе «Леонардо ДайВинчик», мы получили отказы от участия из-за необходимости записи интервью в онлайн-формате.
 
В нашем исследовании, как и в любом другом социологическом исследовании, были ограничения, которые мы постарались учесть. Анализ данных подтвердил отдельные теоретические положения, изложенные в теоретической статье М. Витти об эффекте «социального растормаживания» («disinhibition») и «освобождения» («liberating»), эффекте «безопасной среды» и пересмотре связи субъективного переживания одиночества и виртуального общения.  

По результатам исследования нам удалось выделить следующие категории мотивации пользования онлайн сервисами для знакомств: 1) досуг; 2) безопасность; 3) удобство онлайн сервисов; 4) дискомфорт общения в реальной жизни. 

В ходе дискуссии после выступления, в которой приняли участие члены экзаменационной комиссии и студенты Социологического факультета ГАУГН, мы получили ценные комментарии по поводу сильных и слабых сторон нашего проекта», - рассказала Анастасия Колесникова. 
 
«В первую очередь нам было интересно проводить данное исследование, так как была предоставлена свобода в выборе тем, и мы выбрали исследовательскую проблему самостоятельно исходя из наших научных интересов. 

От знакомых, учащихся на гуманитарных специальностях, мы слушали о существовании гендерных стереотипов, в частности о стереотипе о том, что когнитивные способности у девушек ниже, чем у мужчин. Связав это со стереотипом о том, что специальности STEM в основном для парней, HASS для девушек, нам показалось странно, что на гуманитарных факультетах также встречаются стереотипы о том, что женский пол глупее мужчин. Мы решили подойти к этому вопросу с научной точки зрения.

Проведение исследования стало хорошей возможностью применить полученные знания, накопившиеся за годы обучения. Наша группа с большим интересом проходила все этапы построения исследования: сбор информации, составление гайда, проведение интервью и последующий анализ полученных данных. Несмотря на то, что качественное исследование не предполагает четкого шаблона порядка действий и анализа, но дает простор для интерпретации полученных смыслов, мы старались аргументированно отобразить полученные выводы. 

В процессе работы мы смогли на практике применить возможности тематического анализа, научились работать с текстами интервью, узнали, как выделять коды и категории. Мы приобрели просто бесценный опыт коллективной работы, освоили составление диаграмм на основе категорий, выделенных по кодам», - отметила Анна Баркалова. 
 
Поделилась подробностями и Алина Нейжмакова: «Наша группа занималась исследованием на тему: «Распределение социальных ролей в современной семье». Так как сейчас появилось новое течение - феминизм, мы хотели выяснить, изменились ли роли в современных молодых семьях, как они распределены в настоящей момент, а также сравнить с моделью поведения родителей респондентов. Однако не обошлось и без трудностей, например, поиск респондентов был не так прост, поэтому мы выбрали доступную выборку, из-за чего получилось неравномерное распределение респондентов по полу и семейному положению. Но несмотря на все трудности, нам удалось выявить, что сейчас в современных молодых семьях доминирует эгалитаризм. 

В целом, мы получили большой опыт в плане проведения интервью, учли свои ошибки и надеемся, что в будущем сможем достигнуть более высоких и точных научных результатов».

Фотоматериал: Отдел пресс-службы и взаимодействия со СМИ Управления информационной политики ГАУГН.

Теги: 

Картинка для анонса: Array

Детальная картинка: Array