
Организаторами мероприятия выступили опорно-методический и информационный центр модуля «Основы российской государственности» ГАУГН и проектный офис «ДНК России».
В лекционных и семинарских занятиях модуля приняли участие более 60 преподавателей вузов из Москвы, Брянской, Калужской, Московской, Орловской, Тюменской, Саратовской областей, Республики Удмуртия, Ханты-Мансийского автономного округа и других регионов России.
4 июня к участникам очного модуля обучения с приветственным словом обратились заместитель министра науки и высшего образования России Ольга Петрова, руководитель опорно-методического и информационного центра Модуля «Основы российской государственности» Андрей Топычканов и ведущий специалист Управления сетевых и партнерских проектов государственной политики РАНХиГС Даниил Аникин.
«Позади большой труд многотысячного преподавательского сообщества России, благодаря которому мы смогли в короткие сроки создать и внедрить курс “Основы российской государственности” в образовательные планы университетов. Наступил новый этап, на котором одной из важнейших задач является совершенствование качества преподавания курса. Образовательная программа в ГАУГН призвана помочь в ее решении», – отметила заместитель министра науки и высшего образования России Ольга Петрова.
Будущие преподаватели дисциплины «Основы российской государственности» заслушали лекции заместителя декана по международным связям, профессора кафедры российской политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова Алексея Мамычева, ведущего специалиста Управления сетевых и партнерских проектов государственной политики РАНХиГС и научного сотрудника ГАУГН Даниила Аникина, руководителя опорно-методического и информационного центра модуля «Основы российской государственности» ГАУГН Андрея Топычканова, а также доцента кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова Ивана Палитая.
5 и 6 июня участники разрабатывали проекты будущих лекционных и семинарских занятий по темам «Что такое Россия», «Российское государство-цивилизация», «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации», «Политическое устройство России», «Вызовы будущего и развитие страны» в группах с участием модераторов и экспертов опорно-методического и информационного центра модуля «Основы российской государственности» ГАУГН. В каждой группе преподаватели занимались разработкой дорожных карт лекционных и семинарских занятий, а также обсуждали вопросы целеполагания и ключевые концепты курса, такие как «цивилизация», «мировоззрение» и «ценности». Методические разработки преподавателей Курса были вынесены на обсуждение в рамках работы круглого стола «Интерактивные методы в практике преподавания курса ‘’Основы российской государственности’’ и формы проведения промежуточных и итоговой аттестаций».
Работу в группах модерировали руководитель Центра исследований права и культуры, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Юридического факультета ГАУГН Юлия Ерохина, заместитель декана Юридического факультета ГАУГН по работе с выпускниками и работодателями Дмитрий Мазаев, эксперт опорно-методического и информационного центра модуля «Основы российской государственности» ГАУГН Павел Александров, советник ректора, эксперт опорно-методического и информационного центра модуля «Основы российской государственности» ГАУГН Руслан Арбиев, а также начальник Управления информационной политики ГАУГН Виктор Денисенко.
«На круглом столе было отмечено, что внедрение интерактивных методов обучения в преподавание дисциплины “Основы российской государственности” – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе и обязательное условие эффективной реализации компетентностного подхода. Участники круглого стола поделись своими практикам применения интерактивных методов, рассказали о методических находках. Этот опыт был полезен преподавателям, которые только приступают к преподаванию “Основ российской государственности” в новом учебном году.
В процессе дискуссии о формах проведения промежуточной и итоговой аттестаций участниками был проблематизирован вопрос относительно балльно-рейтинговой системы (БРС) как инструмента оценки учебных достижений студентов по дисциплине “Основы российской государственности”. При всех достоинствах БРС существуют и проблемные моменты, например, разработка системы весовых коэффициентов по дисциплине и пр. Минимизировать проблемы, связанные с БРС, возможно, но необходимы системность действий, направленных на внедрение такой модели оценивания по дисциплине “Основы российской государственности”, регулярный мониторинг учебного процесса и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава», – поделилась модератор раздела «Мировоззрение и ценности российской цивилизации» Юлия Ерохина.
Работа очного модуля Программы завершилась круглым столом «“Основы российской государственности”: практики и предложения». В его работе приняли участие исполняющий обязанности ректора ГАУГН Николай Промыслов, руководитель опорно-методического и информационного центра модуля «Основы российской государственности» ГАУГН Андрей Топычканов, заместитель директора Института дополнительного профессионального образования ГАУГН Анастасия Сокова, начальник Отдела профориентации школьников Института дополнительного профессионального образования ГАУГН Юрий Татунов, а также модераторы рабочих групп и слушатели программы. Преподаватели вынесли на обсуждение проекты будущих лекционных и семинарских занятий по каждому разделу курса. Участники рассказали о структуре и форме проведения лекций и семинаров, определили педагогические приёмы и фонды оценочных средств, охарактеризовали содержание, основные источники и литературу.
«Курс “Основы российской государственности” играет ключевую роль в формировании гражданской позиции и профессиональной компетентности специалистов различных отраслей. Круглый стол “Основы российской государственности: практики и предложения” стал важным шагом в совершенствовании методик преподавания и оценки знаний. В Институте ДПО мы продолжим работу над повышением качества подготовки слушателей, чтобы их работы демонстрировали глубокое понимание курса», – рассказала заместитель директора Института дополнительного профессионального образования ГАУГН Анастасия Сокова.
«В контексте четвёртого года работы проекта “ДНК России”, когда уже проведено свыше 200 научных и научно-методических мероприятий, содержательные вопросы, связанные с дисциплиной “Основы российской государственности”, в преподавательском сообществе уступили первенство вопросам практической реализации. Учитывая приоритеты на очную реализацию и интерактивный характер и опыт актуализации социально-гуманитарного цикла с учетом специфики направлений подготовки высшего образования, на площадке нашего ДПО именно вопросам методик преподавания уделяется бóльшее внимание. Учитывая немалый опыт проходящих обучение, методика обогащает и содержательную часть», – прокомментировал модератор круглого стола, начальник Отдела профориентации школьников Института дополнительного профессионального образования ГАУГН Юрий Татунов.
По завершении очного модуля преподавателям курса предстоит пройти итоговую аттестацию и выполнить проект по одному из разделов курса.
Напомним, что письмом Минобрнауки России в 2023 году ГАУГН был назначен опорно-методической и информационной площадкой по поддержке внедрения модуля «Основы российской государственности» в вузах Центрального федерального округа. В 2025 году опорно-методический и информационный центр модуля «Основы российской государственности» ГАУГН реализует обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Методика преподавания курса “Основы российской государственности”» в рамках Национального проекта «Молодёжь и дети».
Фотоматериал: Отдел пресс-службы и взаимодействия со СМИ Управления информационной политики ГАУГН