
4 октября в Москве начал свою работу Всемирный конгресс школьных учителей истории, который стал первым подобным событием в мировой практике. Одним из организаторов выступил Государственный академический университет гуманитарных наук. Участие в форуме принимают несколько сотен педагогов со всех континентов, ученые и эксперты. Все мероприятия в рамках конгресса проходят с соблюдением антиковидных ограничений, которые, впрочем, не повлияли на общий оптимистичный настрой участников события. Часть спикеров приняла участие в работе Конгресса дистанционно.
На пленарном заседании Всемирного конгресса школьных учителей истории заданы его основные цели и задачи. Модератором заседания выступил президент ГАУГН, декан исторического факультета, научный руководитель Института всеобщей истории Российской академии наук, председатель Ассоциации учителей истории и обществознания, сопредседатель Российского исторического общества Александр Оганович Чубарьян. Представляя каждого спикера, он делился своими мыслями об обсуждаемой теме, которые вызывали у аудитории не меньше интереса, чем выступления докладчиков.
- Никто не вправе использовать прошлое, чтобы воспитывать новое поколение в ненависти друг к другу. Прежде всего, это касается истории Второй мировой войны. Полагаю, присутствующие в этом зале разделяют в нашем озабоченность в отношении участившихся случаев реабилитации нацизма в целом ряде стран Восточной Европы. Профессиональное историческое сообщество, ученые и педагоги всего мира не должны проявлять малодушие, закрывая глаза на подобные прецеденты, — отметил председатель Российского исторического общества, директор Службы внешней разведки РФ Сергей Евгеньевич Нарышкин.
Он также заявил, что политизировать исторические споры и использовать прошлое для воспитания новых поколений в ненависти друг к другу недопустимо. К сожалению, история знает прецеденты, когда различные оценки тех или иных исторических событий становились поводом для серьезнейших международных конфликтов, в том числе и с применением военной силы.
С.Е. Нарышкин подчеркнул, что подобные темы следует обсуждать сугубо в научном поле, вооружившись только историческими документами.
- Полагаю, все присутствующие в этом зале разделяют нашу озабоченность в отношении участившихся случаев реабилитации нацизма в целом ряде стран Восточной Европы. Профессиональное историческое сообщество, ученые и педагоги всего мира не должны проявлять малодушие, закрывать глаза на подобные прецеденты, — особо подчеркнул Сергей Евгеньевич.
Министр просвещения РФ Сергей Сергеевич Кравцов отметил насколько важна роль школьного учителя в формировании личности человека, а также его мировоззрения и здравых оценок исторических событий.
- Конечно, очень важно, чтобы мы, с одной стороны, извлекали уроки из истории, а с другой стороны, абсолютно объективно преподавали историю, чтобы у наших школьников было понимание, что мы живем в мире, что мы взаимодействуем, дружим с другими странами и у нас во многом общие исторические корни. В целом задача системы образования заключается в том, чтобы воспитать у подрастающего поколения именно те нравственные качества, которые позволят нам сохранить и развивать наш мир, — высказал свое мнение министр просвещения России.
Предоставляя слово Александру Огановичу, Сергей Сергеевич объявил, что накануне президент России подписал указ о награждении его орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени. Таким образом Александр Оганович Чубарьян стал теперь полным кавалером этого ордена.
- Повторюсь, что во всем мире существует неудовлетворенность и озабоченность преподаванием истории в школе, так что дети по окончании школы плохо знают историю. Мы в России также сталкиваемся с этим при приеме в вузы. Лично я против драматизации этого процесса, это не всегда так. Могу сказать по себе, что многие факты, которые я изучал в школе, я уже забыл… И тем не менее во всем мире признано, что знание истории важно при формировании самоидентичности страны, людей и общества в целом. И в этом смысле общество, конечно, хочет, чтобы школа вносила свой вклад в этот процесс, но, к сожалению, во многих странах этого не наблюдается, — выразил свое мнение А.О. Чубарьян.
Он предложил иностранным гостям Конгресса обратить внимание на историко-культурный стандарт, сформировавшийся в системе российского образования. Речь идет о своеобразном навигаторе, который помогает школьному учителю знакомить учеников с определенным перечнем исторических событий в обязательном порядке. Рекомендовал президент ГАУГН также присмотреться к отечественному опыту создания школы молодых учителей истории.
Исполнительный директор Европейской ассоциации учителей истории «Евроклио» Стивен Стежерс и руководитель американской организации «Gothistory» Фернанде Райне поддержали точку зрения своих российских коллег и обозначили проблемы, которыми озабочены учителя истории и общественность в целом в их странах. Завершился первый день деловой программы выступлением заместителя декана Исторического факультета ГАУГН, исполнительного директора Ассоциации учителей истории и обществознания Анастасии Сергеевны Майер.
В рамках Всемирного конгресса школьных учителей истории запланировано много круглых столов. Большой интерес у участников форума вполне ожидаемо уже вызвала тема преподавания истории Второй мировой войны в разных странах.
Справка о событии
Всемирный конгресс школьных учителей истории проходит в Москве впервые. В нем принимают участие школьные учителя из 38 стран мира. Конгресс продлится с 4 по 7 октября.
Организаторами выступают Государственный академический университет гуманитарных наук, Академия Министерства просвещения России, Институт всеобщей истории РАН, Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей истории и обществознания», Ассоциация содействия развитию академической науки и образования «Институт перспективных исследований» (Ассоциация «ИПИИ»). Мероприятие проходит под патронажем Министерства просвещения Российской Федерации и Российского исторического общества, при финансовой поддержке Международного общественного фонда «Российский фонд мира». Европейская ассоциация учителей — «ЕвроКлио» — согласилась выступить в качестве соорганизатора мероприятия.