
28 сентября завершилась работа Школы молодых ученых-историков по сложным вопросам ХХ века, организованная Государственным академическим университетом гуманитарных наук и Институтом всеобщей истории Российской академии наук при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.
В рамках Школы молодые ученые получили новые знания, защитили научные проекты и были награждены сертификатом участника.
В этом году участники Школы прошли серьезный конкурсный отбор, по результатам которого были отобраны 36 молодых ученых из России из стран СНГ. Участники Школы 2017 года приехали из Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана и Узбекистана, Российскую Федерацию представили исследователи из Москвы, Воронежа, Казани, Мурманска, Челябинска и других городов России. Работа Школы проходила в Москве с 22 по 28 сентября. В течение всей недели молодые ученые посещали лекции, семинары и круглые столы именитых российских и зарубежных специалистов, а также готовились в защите проектов по тематике, связанной с проблемными вопросами истории ХХ века.
Отдельное внимание организаторы уделили 100-летию Революции, анализу причин и последствий которой было посвящено много встреч, лекций и дискуссий. Так исследователи приняли участие в международной научной конференции «Российская революция 1917 года и её место в истории ХХ века», удалось участникам побывать и на части международной конференции «Российская революция 1917 г. и ее место в истории XX века», проходящей в эти дни в рамках заседания Генеральной Ассамблеи Международного комитета исторических наук. Завершением в рассмотрении темы стало посещение Московской консерватории им. П.И. Чайковского, где историки прослушали международную премьеру концерта «Неизвестный Мосолов. К 100-летию Революции».
В последний день работы Школы состоялась защита коллективных научно-исследовательских проектов участников. Коллективы сравнили восприятие Революции в центре и регионах по дневникам современников, проанализировали причины Второй мировой войны в национальных историографиях, поделились опытом сложного поиска репрессированных, рассмотрели гонку вооружений как фактор геополитики, а также отметили важную роль деятелей культуры в революционных событиях. Жюри строго оценивало представляемые участниками проекты, однако в целом признало уровень работ весьма высоким.
Работа Школы способствовала развитию сотрудничества историков разных стран и послужила площадкой для конструктивного диалога различных национальных историографий и нарративов, позволив избежать псевдонаучных дискуссий относительно ключевых проблем истории революционных событий 1917 года не только на межнациональном уровне, но и в рамках внутринациональных историографий.
Фото: Полина Киданова