13.08.2018

«ГАУГН в лицах»: Анастасия Павлова

В очередном выпуске «ГАУГН в лицах» мы взяли интервью у выпускницы исторического факультета 2001 г. Анастасии Павловой, к. и. н. по истории женского движения в Швеции. Анастасия училась в ГАУГН вместе с Денисом Валерьевичем Фоминым-Ниловым и Германом Ефимовичем Гиголаевым.

Почему вы пошли учиться в ГАУГН?

А. П.: Как и многие по-настоящему важные вещи в нашей жизни, мое поступление в ГАУГН было случайным. Однажды к нам в школу пришел Виталий Семенович Лельчук (в то время он был деканом исторического факультета) и рассказал о новом учебном заведении, которое связано с Российской академией наук. Он вдохновил меня рассказом о том, как будет интересно учиться у преподавателей, которые непосредственно занимаются наукой. Но главным аргументом, конечно, стала возможность досрочной сдачи экзаменов, до начала основных вступительных экзаменов в других вузах. И я подумала, что это классная идея  сдать экзамены досрочно и подстраховаться, тем более что я собиралась на юридический факультет в МГУ, и мне все равно нужно было готовиться и сдавать английский, сочинение и историю. На вступительных экзаменах многие уже подружились, поняли, как интересно общаться вместе, и потом были рады увидеться первого сентября.

Досрочное поступление и сдача экзаменов на все пятерки меня расслабили. И когда я получила тройку за сочинение в МГУ, то забрала документы, хотя, как потом выяснилось, на вечернее отделение, куда я поступала в том году, проходной балл был ниже, и можно было спокойно сдавать экзамены дальше. Но история не знает сослагательного наклонения...

Впоследствии я никогда не жалела о том, что закончила исторический факультет, потом аспирантуру и стала кандидатом исторических наук.

Почему выбрали историю?

А.: Я училась в гимназии, в гуманитарном классе, и больше всего любила литературу и историю, побеждала в олимпиадах разного уровня. Мы росли в интересное время, в 1990-е, когда советской идеологии уже не было, а новую концепцию преподавания истории еще не придумали. Учителям приходилось использовать подход «с одной стороны... с другой стороны» и рассказывать о событиях с разных точек зрения. Это было очень здорово, потому что приходилось думать, анализировать и формировать собственное мнение. Нам не навязывали идеи, и поэтому изучать историю было очень интересно.

Как Университет повлиял на вашу жизнь?

А.: У нашего Университета уникальный формат. Это большая удача и счастье  учиться у преподавателей, которые занимаются наукой, в тех же стенах, где проходят научные заседания, конференции. У нас преподавали не просто люди, которые читают лекции «обо всем» во всех вузах, а узкие специалисты, знающие досконально свой период, свою тему. Мы общались с профессионалами, авторами научных монографий и учебников, могли задавать вопросы, дискутировать  это было бесценно. Мы учились в «Золотых мозгах», здании РАН, и впитывали его научную атмосферу. Поэтому передо мной не стоял вопрос  надо ли поступать в аспирантуру,  просто не могло быть иначе, надо было развиваться дальше.

С первого курса мы участвовали в подготовке конференций, особенно те студенты, которые имели отношение к Центру Северной Европы и Балтии,  мы готовили Скандинавские конференции в Петрозаводске, а под руководством Алексея Алексеевича Комарова я сделала сборник докладов для Скандинавской конференции в Архангельске, библиографии для сборников «Северная Европа»...

У меня была возможность выучить шведский (нам его преподавала супруга посла Швеции!), ездить в короткие студенческие поездки в Швецию и учить язык там. В аспирантуре мне посчастливилось поехать в Швецию на полгода, чтобы готовить диссертацию, так как на тот момент не было специалистов по моей теме «Формирование политики равноправия полов в Швеции» и я много времени проводила в библиотеках и архивах. Та поездка стала для меня мощной прививкой против эмиграции, поскольку у меня не было иллюзий, что «там» хорошо, просто потому что «Европа».

Когда-то Виталий Семенович Лельчук сказал нам: «Не важно, где вы будете работать после окончания института, может быть, вы будете просто умными папами или мамами». Эта фраза вызывала у меня возмущение: «Ну что же я учусь, чтобы просто быть мамой что ли?!». И только тогда, когда у меня родилась и стала взрослеть дочь, я осознала, насколько он был прав! Как для ребенка важны такие родители рядом, которые смогут ответить на вопросы, показать и рассказать о мире больше, чем в учебниках, научить получать удовольствие от того, что узнаешь что-то новое. У нас в семье есть правило  ни один вопрос не должен остаться без ответа. И если что-то не знаешь, нужно обязательно выяснить. Тем более сейчас это очень легко сделать. Наша любимая мобильная игра  аналог «Что? Где? Когда?»  Trivia Сrack, и самый большой балл в ней, конечно, по истории!

В Университете нас научили работать с большим объемом информации, анализировать источники, проверять данные, обязательно думать, что или кто стоит за тем или иным сообщением, иметь критическое мышление. Надолго запомнились слова Сергея Георгиевича Карпюка: «Не надо молиться на историографию, авторы могут ошибаться». А на первом курсе мне казалось, что все, кто пишет научные книги, на 100 процентов правы.

Я очень благодарна Ольге Васильевне Чернышевой за научное руководство сначала над моим дипломом, а потом над диссертацией. Она меня научила ставить цели, писать планы, разбивать работу на небольшие шаги и постепенно, но неуклонно, готовить материал к нужному сроку.

Вообще полученное образование сильно помогает в огромных потоках информации быстро схватывать суть, стараться видеть всю картину целиком, искать первоисточники. Многие наши выпускники работают в сферах, так или иначе связанных с информацией, с коммуникациями. Нам дали прекрасное академическое образование и, главное,  научили учиться.

Ну и конечно, осталось философское понимание жизни: все уже было и ничего еще не было.

Чем вы сейчас занимаетесь, кем работаете?

А.: Последние пять лет я работаю в коммуникационной группе «Премиком». Это два агентства, 2L и Smartcomm, со специализацией в IT-сфере. Я выполняла разные задачи  занималась медийными размещениями, развивала Digital-подразделение, запускала собственные спецпроекты агентств. Сейчас отвечаю за развитие бизнеса, привлечение новых клиентов, веду постоянные коммуникации с иностранными партнерами  наши агентства входят в международную сеть Hotwire.

У нас много крупных постоянных клиентов: международные корпорации Acer, Ricoh, Qualcomm, Toshiba, Kingston... Кстати, на английской визитке у меня написано PhD, что вызывает уважение у зарубежных партнеров.

Историческое образование дает широкий кругозор и умение общаться с людьми из разных культур, глобальное понимание мира и общества. Знания, которые остались после спецкурсов по социологии и психологии, использую до сих пор и они очень помогают.

Расскажите о теплых воспоминаниях студенческой поры

А.: Мы учились в то время, когда не было интернета, и много времени проводили в Исторической библиотеке. Это сейчас можно получить доступ ко многим источникам и монографиям, а раньше, например, чтобы ознакомиться с диссертацией, нужно было ехать в Химки. В «Историчку» в то время были просто огромные очереди, так как «Ленинка» тогда была на ремонте. Сколько интересных бесед, сколько дискуссий было в тех очередях! А какое счастье было стать аспирантом и получить пропуск в научный зал и возможность проходить без очереди! И особенным событием стало получение пропуска в ИНИОН и работа там.

Мне кажется, что мы все время учились, и у нас не было особенной студенческой жизни, когда «от сессии до сессии живут студенты весело». Когда всего 25 человек на курсе, нельзя не готовиться к занятиям, нельзя пропускать  ведь каждый человек на виду. Мы были нацелены учебу, и наши курсовые и дипломы были настоящими исследованиями с анализом множества источников, обязательной историографической частью, огромными списками библиографии.

Так как мы учились в здании Президиума РАН, то там было сложно «тусить», и мы ходили в Нескучный сад, где отмечали первую стипендию, дни рождения... А еще у нас были свои слова и выражения, которые мы до сих пор используем, например, «так сложилось исторически» или «пафосно» в значении «очень хорошо». Можно сказать, что у нас был дружный курс.

Благодарим Анастасию за интервью!