Новости факультета

27 июля 2023

Археологические экспедиции: соединение академического и практического опыта
Новости

Археологические экспедиции: соединение академического и практического опыта

Чем занимаются археологи на раскопках? Какой опыт дают экспедиции студентам-историкам? Кто может попасть на археологические раскопки? Об этом рассказали студенты направлений «Археология» и «Всеобщая история», находясь в экспедициях.

Археологические раскопки - это обязательная учебная практика для всех студентов-историков. Ежегодно студенты направлений «Всеобщая история» и «Археология» отправляются в археологические экспедиции по всей стране: Суздальская, Раннеславянская, Ростиславльская, Смоленская археологические экспедиции, а также совместные раскопки Нижегородского государственного музея-заповедника и Института археологии РАН и другие.

Сотрудничество ГАУГН с Институтом археологии РАН дает студентам возможность попасть на раскопки к известным российским ученым. Обобщенные факты и изучение отчетов по раскопкам не передают впечатления так, как личная история человека, побывавшего в экспедиции. Мы попросили студентов рассказать, как они попали на раскопки, на которых работают прямо сейчас, какие впечатления оставила и какие знания дала им археологическая практика.

Сейчас в Ростиславльской экспедиции проходит практику студентка 3 курса Исторического факультета ГАУГН направления «Археология» Варвара Резникова. Она рассказала про специфику экспедиции и практический опыт, который она получила в ходе раскопок:

«Ростиславльская археологическая экспедиция направлена на систематическое изучение городища Ростиславль, который основал Рязанский князь Ростислав Ярославич в 1153 году. Город просуществовал до начала XVI века, на месте которого находятся памятники более ранних эпох: стоянка эпохи позднего палеолита (около 10 000 лет назад), городище раннего железного века (I тыс. до н.э. — первой половины I тыс. н.э.), селище раннеславянской эпохи (Х в.). Я работаю на раскопках, где мы исследуем городища раннего железного века на мысовой площадке. Там размещались жилые постройки Дьяковской культуры, которые плохо сохранились.

Руководитель экспедиции - заведующий отделом Средневековой археологии Института археологии РАН Владимир Юрьевич Коваль.

Я только закончила 2 курс и ещё не была на первых сменах археологических экспедиций. В этом году я прочувствовала все прелести оборудования лагеря, снятие дёрна и зарисовки первых слоёв.

На вопрос «Чем мы занимаемся в экспедиции?» отвечу фразой Владимира Юрьевича: «мы исследуем». Помимо поиска артефактов, археологу важно понимать этапы развития поселения. Мы на практике применяем разные методы: от почвоведческих исследований, радиоуглеродного датирования, археозоологического и археоботанического анализов до геолокации, химических анализов грунтов, спектрального анализа вещевого материала находок.

В процессе раскопок я регистрирую и документирую находки. Такая практика развивает навыки наблюдения, анализа и критического мышления. В экспедиции мы как студенты можем представить собственные идеи и гипотезы, исследуя раскопки и анализируя найденные объекты. Это дает свободу творческой мысли и мотивирует активно участвовать в процессе исследования.

В экспедиции приезжают как люди, которые были задействованы с самого начала (почти 30 лет), так и волонтёры. Я познакомилась с ребятами из археологического отряда «Ворон», с людьми, которые давно работают в экспедиции, с заведующим отделом Средневековой археологии Института археологии РАН – Владимиром Коваль и научным сотрудником Института археологии РАН Павлом Русаковым.

Хотелось попасть в экспедицию, которая касается сферы научных интересов, но посещение других экспедиций становятся частью моего профессионального опыта. Я с радостью приехала бы сюда ещё раз!», - рассказала Варвара Резникова.

О совместной археологической экспедиции Нижегородского государственного музея-заповедника (НГИАМЗ) и Института археологии РАН рассказала выпускница Исторического факультета направления «Археология» Анна Петрова. Она уже второй год работает в Волжской экспедиции и поделилась своим опытом:

«Со 2 июля проходят раскопки могильника Звягино 2 финно-угорского племени муромы IX-X веков. Мы вскрыли площадь 160 квадратных метров, обнаружили 12 погребений, из них большая часть разграблена черными копателями, чьими ямами отмечена вся предполагаемая территория могильника.

Мы нашли остатки погребальных надмогильных сооружений, женские украшения, мужские пояса, предметы вооружения и сельскохозяйственной деятельности. Большая часть погребений мужские, есть ряд парных. Погребения совершены по обряду трупоположения, в одной могиле захоронена урна после кремации. Также особый интерес представляют находки арабских монет - дирхем.

Для меня эта экспедиция стала большим шагом в научной карьере. Я освоила навык чертежа и теперь полностью отвечаю за этот процесс на этом памятнике. Также я улучшила навык расчистки погребений, смогла своими глазами увидеть украшения убора муромских женщин, который считается одним из богатейших уборов Поволжья.

Уже два года я работаю в Волжской экспедиции с НГИАМЗ. Все сотрудники музея относятся ко мне, как к родной. Эта экспедиция стала мне вторым домом. Единственное, что меня огорчает - это колоссальное количество грабительских ям, которые забирают у нас до 80% информации о памятнике и быте муромы».

Для студента-археолога экспедиция – это первые профессиональные шаги. Однако раскопки не для всех студентов Исторического факультета становятся первыми шагами при погружении в дело жизни. Для кого-то археологическая практика стала местом отдыха души, поиска новых ответов на вопросы истории или просто хобби. Студент 4 курса Исторического факультета направления «Всеобщая история» Андрей Шмелев рассказал о том, как археологическая практика из обязательного пункта в учебном плане стала местом, где он обзавелся друзьями и чувствует себя как дома:

«В Раннеславянской экспедиции исследуется верхневоронежская культура типологии «Ярок-1». Под руководством доктора исторических наук Андрея Михайловича Обломского экспедиция существует с 1983 года и занимается исследованием района р. Воронеж.

Сейчас мы заканчиваем исследование небольшого поселения ювелиров VI-VII веков. Находок здесь не так много, но они очень любопытные.

В экспедиции Андрея Михайловича я научился копать «по-научному», различать оттенки почвы и просто жить походной жизнью.

В эту экспедицию я езжу уже третий год и постоянно открываю для себя новое. В первую очередь, это новые знакомства. В экспедицию к Андрею Михайловичу многие ездят уже 13, а то и 20 лет. Уже со школьной скамьи ребята приезжали сюда и помогали совершать научные открытия. Также сюда приезжают на практику студенты и школьники из разных городов.

Я себя чувствую в этой экспедиции очень уютно, как в гостях у бабушки. Здесь есть место и работе, и отдыху. Конечно, тут не курорт. Есть общий ранний подъем, график дежурств, обязательная работа по возвращении в лагерь после раскопа, но тебе всегда помогут. На раскопках мне было интересно применить знания на практике, полученные на парах по археологии в стенах университета.

Также хочу добавить, что под Мичуринском очень красивая природа: дубовый лес, Воронеж с прозрачной водой и пейзажи Тамбовской области. Я полюбил вечерние посиделки у костра с гитарой и археологическими байками, долгие прогулки по полю от палаточного лагеря до магазина. Здесь здорово, но ведь одной Раннеславянской экспедицией археология не ограничивается. Поэтому планирую после окончания вуза поездить по другим местам».

Для кого-то археологические раскопки – это начало профессионального пути, а для другого – приятная традиция на каждое лето, которая сложилась после первой археологической практики.

Спасибо студентам за искренние истории об археологических экспедициях!



Фотоматериалы предоставлены студентами Исторического факультета ГАУГН.

Картинка для анонса: Array

Детальная картинка: Array

Теги: