Указом Президента России 2024 год объявлен Годом Семьи. Сегодня мы расскажем, как наука стала не только профессией, но и частью семейной жизни преподавателей ГАУГН и сотрудников ведущих научных Институтов РАН.
Исполняющий обязанности ректора ГАУГН Николай Промыслов и доцент Исторического факультета ГАУГН Юлия Михайлова познакомились в студенческие годы. О становлении семьи ученых нам рассказала Юлия Михайлова:
Расскажите, как Вы познакомились?
Мы познакомились, когда оба еще учились в старшей школе. Первая встреча состоялась в МГУ, куда мы ходили слушать лекции по истории России в рамках подготовки к поступлению. Затем встретились еще раз, когда нашли себя в списках поступивших на исторический факультет ГАУГН (тогда РЦГО – Российский центр гуманитарного образования) и выяснили, что теперь однокурсники. С тех пор уже не расставались.
Расскажите, какие научные интересы у Вас и у Вашего супруга?
Я занимаюсь историей стран Балтии, в частности, историей Латвии в период первой независимости, советско-латвийских политических, культурных и экономических связей, также в последнее время интересуют сюжеты по истории Перестройки и выхода стран Балтии из состава СССР. Николай Владимирович – специалист по истории наполеоновских войн и представлений народов друг о друге. В ГАУГН он читает уникальный курс исторической имагологии, посвященный формированию как раз взаимных представлений, образов свой-чужой в разные эпохи.
Какие черты характера супруга, на Ваш взгляд, помогают ему заниматься научными исследованиями?
Двигатель любого исследования, как мне кажется, прежде всего, – искренний интерес к теме, определенная доля азарта. Но это только начало. Во всякой работе много рутины, преодолевать которую помогают упорство, терпение, сосредоточенность. У него есть эта здоровая доля занудства, которая помогает оформить мысль, придать ей законченность.
Можно ли сказать, что сопричастность близкого человека к научно-образовательной сфере мотивирует Вас дополнительно к профессиональному росту?
Общность профессии супругов не гарантирует им взлета карьеры, но дает дополнительную, порой очень нужную, поддержку. Взаимный интерес к некоторым темам позволил нам объединить исследовательские усилия – у нас имеются совместные публикации, посвящённые эпохе 1812 года.
Часты ли в Вашей семье дискуссии по научным вопросам?
Мы часто обсуждаем темы, связанные с профессией. Я очень ценю эту возможность – это не только профессиональный, но и личный уровень. Возможность обсудить что-то вместе – фактор, который нас сближает. О ссорах речи не идет, хотя обсуждения бывают довольно эмоциональными.
Часто ли вы с супругом даёте друг другу советы по тому, как лучше выстраивать исследовательскую и преподавательскую работу?
О прямых советах речи не идет, скорее можно отметить, что мы прислушиваемся друг к другу. Профессиональное мнение супруга для меня немало значит.
Хотели бы Вы, чтобы Ваши дети связали жизнь с наукой или преподаванием в высшей школе?
Я хотела бы видеть наших детей счастливыми и занятыми делом, от которого они получают радость и удовольствие. Будет ли это академическая научная карьера или что-то другое – решать им. Хотелось бы верить, что главное – заниматься тем, что любишь – мы сможем им привить.
Выражаем благодарность Юлии Михайловой за развёрнутые ответы на наши вопросы!
Фотоматериал: из личного архива Юлии Михайловой и Николая Промыслова