Мы продолжаем нашу студенческую колонку и представляем вашему вниманию эссе на тему «Правовое оформление нейтралитета Швейцарии», написанное студенткой 1 курса Юридического факультета ГАУГН Викторией Пименовой.
В материале Виктория детально рассматривает исторические и правовые аспекты швейцарского нейтралитета, а также вызовы, с которыми сталкивалась Швейцария в контексте международной политики.
Читайте текст Виктории Пименовой и присылайте на почту uip@gaugn.ru свои материалы для публикации на ресурсах нашего университета!
Политика нейтралитета Швейцарии восходит к поражению войск Конфедерации в битве при Мариньяно в 1515 году и Вестфальскому мирному договору 1648 года, положившему конец Тридцатилетней войне. Однако, нейтралитет Швейцарии был признан международным сообществом только в 1815 году на Венском конгрессе. Венская декларация, заключённая в 1815 году, касавшаяся судьбы Швейцарии, была включена в генеральный акт Венского конгресса в виде приложения XI и повторена в статьях 74–84 акта. Она провозглашала «вечный нейтралитет» Швейцарии, признавала целостность и неприкосновенность 19 кантонов Гельветического союза, присоединяла к ним ещё 3 кантона и создавала на основе этого объединения Швейцарскую конфедерацию. Будучи нейтральным государством, Швейцария не вмешивается в конфликты между другими государствами, не оказывает им военной помощи и не вступает в военные союзы.
Безусловно, можно сказать, что в первом случае, союзные державы, подписывая Акт, приняли во внимание очень важное стратегическое положение Швейцарии в Европе, и поэтому решили предотвратить столкновение интересов государств в этой части Европы. Наконец, мы не можем не отметить еще одну норму. В её рамках союзные державы специально закрепили положение о том, что «из инцидентов, которые вынудили союзные войска пройти через какую-либо часть Швейцарии, не следует делать никаких выводов, противоречащих правам страны, нейтралитету и неприкосновенности её владений».
Здесь они имели в виду те обстоятельства, в соответствии с которыми в прошлом территория страны неоднократно предоставлялась для проведения военных действий и прохождения войск Союзных держав.
Подводя итог вышеизложенному в отношении Закона о признании и гарантиях постоянного нейтралитета Швейцарии, можно также сформулировать очень важный вывод о том, что он установил следующий порядок правовых отношений:
Швейцария была обязана не участвовать в войнах между другими государствами, не имела права вступать в конфликт с другой державой, и любая другая держава была лишена права воевать с ней.
В Первую мировую войну швейцарцы мобилизовали почти полумиллионную армию и демонстративно разместили ее по периметру своих границ. Это было продолжением вооруженного нейтралитета, призванного держать любопытные взоры великих держав в курсе того, что швейцарцы по-прежнему сохраняют нейтралитет, но готовы его защитить с помощью силы, если это необходимо. Окончание войны привело к возобновлению признания швейцарского нейтралитета великими державами в соответствии со статьёй 435 Версальского договора: «Высокие Договаривающиеся Стороны, признавая гарантии, условленные в пользу Швейцарии договорами 1815 года, и в особенности Актом от 20 ноября 1815 года, гарантии, которые составляют международные обязательства для сохранения мира, констатируют однако, что условия этих договоров и конвенций, деклараций и иных дополнительных актов, относящихся к нейтрализованной зоне Савойи, как она определена разделом 1 статьи 92 Заключительного Акта Венского Конгресса и разделом 2 статьи З Парижского Трактата от 20 ноября 1815 года, не соответствуют более современным обстоятельствам. Вследствие этого, Высокие Договаривающиеся Стороны принимают к сведению соглашение, состоявшееся между Французским Правительством и Швейцарским Правительством об отмене условий, относящихся к этой зоне, которые являются и остаются отмененными. Высокие Договаривающиеся Стороны точно так же признают, что условия Договоров 1815 года и других дополнительных актов, относящихся к свободным зонам верхней Савойи и Земли Же, не соответствуют более современным обстоятельствам, и что Франции и Швейцарии надлежит урегулировать между собой, по взаимному соглашению, режим этих территорий на условиях, считаемых уместными обеими странами.
В связи созданием Лиги Наций был положительно решен возникший вопрос о вступлении Швейцарии в эту международную универсальную организацию. По этому поводу Совет Лиги Наций в своей резолюции от 12 февраля 1920 года заявил. «Совет признает, что Вечный нейтралитет Швейцарии и гарантии неприкосновенности ее территории, закрепленные в международном праве, в частности в международных договорах и Закон 1815 года, оправданы интересами всеобщего мира и как таковые совместимы с Уставом Лиги Наций»
Окончания Второй мировой войны не внесло каких-либо существенных изменений во внешнюю политику и международно-правовое положение Швейцарии.
Важно отметить, что еще одним дополнительным способом установления статуса постоянного нейтралитета Швейцарии стал основной закон страны, в нем закреплены положения прямого действия, которые имеют более высокую юридическую силу по отношению к другим законам и нормативным актам. Подзаконные акты, как правило, обязательны для исполнения всеми государственными органами и гражданами. Они выражают на самом высоком уровне официальную позицию государства о постоянном нейтралитете как стратегическом иностранном государстве. Политический курс определяет международные отношения, и они, как и международные договоры, также порождают соответствующие права и обязанности. Так, пункт 1 статьи 185 новой редакции Конституции Швейцарии, принятой на общенациональном референдуме 18 апреля 1999 года, в этой связи гласит, что «федеральный совет принимает меры для обеспечения внешней безопасности, независимости и нейтралитета Швейцарии». Это правило может быть истолковано таким образом, что оно не только определяет основное направление обеспечения внешней составляющей национальной безопасности Швейцарии, но и, в контексте необходимости принятия комплекса мер высшим законодательным органом страны, подтверждает незыблемость его позиции относительно его постоянной нейтралитет.
Швейцарцы придерживались во время «холодной войны» того же курса, что и предыдущие 45 лет. Швейцарское правительство решило не вступать в Организацию Объединенных Наций и воздержалось от включения в Объединенную Европу. Камнем преткновения для членства Швейцарии в ООН были договоренности о коллективной безопасности членов ООН, особенно статьи, касающиеся транзита вооруженных сил через государственные границы и предоставления вооруженных сил в распоряжение Совета Безопасности ООН. Как и во время мировых войн, Швейцария сосредоточила свое внимание на предоставлении гуманитарной помощи и выступала в качестве центра дипломатии во время «холодной войны».
После окончания холодной войны» Швейцария постоянно сокращала обязательства, которые она имела в результате своей политики нейтралитета. С 1990 года она регулярно принимала участие в экономических санкциях ООН. Даже если такие санкции имеют место в контексте военного вмешательства, как, например, в случае первой войны в Персидском заливе или несколько позже — на территории бывшей Югославии. Федеральный совет считает их совместимыми со статусом нейтралитета.
Причина в том, что санкции, которые вводит Совет Безопасности, являются не санкциями в обычных войнах, а международными полицейскими мерами против правонарушителей. Следует также иметь в виду, что на момент кодификации закона о нейтралитете в начале прошлого века организации коллективной безопасности не существовала. Таким образом политика нейтралитета имела значительные дискреционные полномочия по отношению к таким ограничениями.
В 1997 году Швейцария присоединилась к программе НАТО «Партнерство ради мира», призванной включить в Альянс недавно демократизировавшиеся государства Восточного блока. Участие Швейцарии было основано на взаимных интересах со странами НАТО в гуманитарных миссиях, региональной стабильности, контроле над вооружениями и других областях нетрадиционной безопасности. Демонстрация этого сотрудничества произошла еще в 1995 году, когда Швейцария открыла своё воздушное пространство, дороги и железнодорожные сети для войск НАТО, следующих транзитом в бывшую Югославию.
Швейцарское правительство ясно дало понять, что расширение сотрудничества с НАТО обусловлено взаимными интересами и полностью совместимо со швейцарским нейтралитетом.
В целом, война в Косово стала особым вызовом практике нейтралитета Швейцарии из-за сочетания различных экономических санкций, лишь частично поддержанных ООН, и коллективного военного вмешательства под руководством НАТО, не основанного на резолюции ООН.
Другой серьезный вызов для нейтралитета Швейцарии произошёл во время войны в Персидском заливе. В результате резолюции № 661 Совета Безопасности «всем государствам» было предложено ввести экономические санкции против Ирака как государства-агрессора. Федеральный совет Швейцарии удовлетворил это требование, посчитав его не противоречащим статусу Швейцарии как постоянного нейтрального государства. Совет обосновал свое решение тем, что нейтралитет «не налагает на нейтральное государство обязательства поддерживать экономические отношения со стороной, вовлеченной в конфликт, осуществление [политики нейтралитета государства| должно быть оставлено на его усмотрение».
И хотя Швейцария по-прежнему утверждает, что не будет присоединяться к войнам других, действительность демонстрирует, что аполитичная фаза внешней политики закончилась. Присоединение к программе «Партнерство ради мира» НАТО и ООН показывает, что традиционные преимущества нейтралитета постепенно уступают место более значительным преимуществам партнерского участия Швейцарии в объединенной Европе и мире.
Одной из причин, почему швейцарский нейтралитет становится все более двусмысленным, является противоречие между коллективной безопасностью и нейтралитетом. В то время как нейтралитет предполагает беспристрастность в войне, коллективная безопасность выражает обязательство государства обеспечивать мир с другими членами международного сообщества вместе с применением насильственных средств. Своими коллективными действиями государства — члены международных сообществ гарантируют мирный мировой порядок. Членство в ООН также означает, что её члены гарантируют защиту друг друга в случае нелегитимной агрессии (глава Vll Устава ООН). Это утверждение противоречит принципу нейтралитета, и именно оно было причиной того, что самая нейтральная страна в мире — Швейцария отказывалась вступать в ООН до 2002 года, более чем 50 лет после основания организации.
Текст: студентка 1 курса Юридического факультета ГАУГН Виктория Пименова
Фотоматериал: myswiss.ru