Новости факультета

4 октября 2018

Юридический факультет

Студентки юридического факультета ГАУГН приняли участие в Летней школе «Профессиональные навыки юриста и экономиста: путь к успеху»

Летом 2018 г. юридический факультет ГАУГН решил поддержать двух студенток, которые успешно прошли конкурс на участие в VII Международной летней школе «Профессиональные навыки юриста и экономиста: путь к успеху». Вниманию посетителей сайта предлагаются их отчеты о поездке и обучении:

Гришина Виктория Александровна, студентка 4 курса юридического факультета ГАУГН (очная форма обучения, профиль гражданско правовой).

«Конец летнего сезона стал знаменательным событием в моей жизни: последнюю неделю августа я провела в Летней школе для юристов, которая проводилась в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта. Перед поездкой я знала, что дисциплины на этой школе будут сложными, будет тяжело получать баллы по каждому курсу, но даже не думала, что это будет настолько тяжелой задачей.
Каждый проведенный день в Школе  это интенсивная десятичасовая работа. Однако умение преподавателей заинтересовать темой занятия, дать мотивацию к развитию, позволяло забыть об усталости и учиться, учиться и ещё раз учиться. Моя группа состояла из 28 студентов, представлявших вузы всей России, но большинство было из Москвы. Все ребята были серьезными и ответственными, и, в то же время, веселыми и отзывчивыми. Общение с ними принесло мне огромное удовольствие и полезный опыт.

Преподаватели Школы разработали курсы, направленные на достижение практических результатов, очень важных для профессии юриста. В программу на русском языке для студентов-юристов вошли следующие 6 курсов:

       
  1. «Как писать законы». Курс преподавала Елена Антоновна Абросимова - доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Она сама готовила законопроекты и знает, как научить этому других.
  2.    
  3. «Организация и управление юридической фирмой: первый шаги». Арам Орбелян, бывший заместитель Министра юстиции Армении, подробно рассказал о том, как создать свою собственную юридическую фирму, и какие опасности и трудности поджидают того, кто решится начать собственное дело.
  4.    
  5. «Тонкости доказывания». На мой взгляд, один из важнейших курсов в программе, рассказывающий о правильном представлении доказательств в суде. Преподаватель - Ирина Николаевна Лукьянова,  к. ю. н., доцент, старший научный сотрудник сектора гражданского права, гражданского и арбитражного процесса Института государства и права РАН.
  6.    
  7. «Юридическая техника: подготовка процессуальных документов». На этом курсе опытный адвокат и прекрасный преподаватель Екатерина Юрьевна Никонова поделилась со студентами множеством секретов подготовки процессуальных документов для суда.
  8.    
  9. «Живое право». Это был необычный курс, целью которого было научить нас делиться полученными профессиональными знаниями и навыками, объяснять сложные юридические явления простым и доступным языком, проводить ликбез среди не-юристов. Вел его замечательный тренер - Георгий Сергеевич Патюлин, преподаватель кафедры теории и истории государства и права Всероссийской академии внешней торговли.
  10.    
  11. «Основы юридической аргументации». Этот курс помог студентам понять особенности выступления в суде. Преподаватель - Аркадий Борисович Гутников, член Правления АНО «Центр развития юридических клиник», директор НОУДДПО «Санкт-Петербургский институт права имени Принца П. Г. Ольденбургского», помог мне осознать, как важно правильно построить свою позицию, и как грамотно ее аргументировать.

Обучение в Летней школе проходило не по стандартным канонам вузовского преподавания «лекция-семинар», а было направлено на то, чтобы студент при помощи «интерактива», то есть вовлечения студентов в искусственно созданную ситуацию, сам осознал свои ошибки и пришел к правильному ответу.
Например, при прохождении курса «Как писать законы» аудитория поделилась на группы, в которых каждый студент должен был предложить собственное определение термина или понятия, предложенного преподавателем. После этого группам следовало из предложенных вариантов, не убирая и не добавляя других слов, составить единое понятие. В моей группе таким понятием была законодательная инициатива. Совместными усилиями мы составили довольно четкое определение. Ситуация, в которую нас поставил преподаватель, помогла нам понять, как работают люди, составляющие законопроекты, и осознать, насколько трудно работать в коллективе.

По окончании занятий мы сдавали экзамены, но не в привычном для всех студентов понимании этого слова. По тому же курсу - «Как писать законы», мы представляли свои законопроекты, которые готовили целую неделю. Задача оказалась непростой, самым трудным было достичь консенсуса в группе, из обилия идей выбрать те, которые действительно представляют ценность. К сожалению, законопроект, который готовила моя группа, не был принят «Государственной Думой» в виду недоработок по некоторым вопросам.

Курс «Основы юридической аргументации» закончился выступлениями на модельном заседании Конституционного Суда, где оспаривалась норма Семейного кодекса РФ, запрещающая называть детей именами, состоящими из чисел и буквенно-численных выражений. Я выступала в процессе в роли матери ребенка, которому дали имя БОЧ ВРФ 31/07/2018. По итогам заседания Конституционный Суд признал норму Семейного кодекса неконституционной.
Немаловажным элементом обучения был «Браун Бэг» - общение с преподавателями в неформальной обстановке за обедом, на котором они делились с нами своим богатым опытом в юриспруденции.

Один из «Браун Бэгов» в моей группе был посвящен гонорарной практике адвокатов. Екатерина Юрьевна Никонова рассказала нам, что делать, чтобы стать адвокатом, сколько нужно для этого вложить средств в себя и свое дело. В итоге мы пришли к выводу, что профессия адвоката является очень затратной, но, став адвокатом и разработав правильную политику ценообразования на свои услуги, можно очень неплохо зарабатывать.
По окончании летней школы все ребята получили свои долгожданные и заслуженные сертификаты.

Я благодарю всех сотрудников ректората и деканата юридического факультета, чьи усилия сделали возможной эту поездку. Особенно хочу сказать спасибо ведущему специалисту деканата юрфака - Алексею Романовичу Рудзяку, за всемерную помощь и содействие. Спасибо!».


Гудз Татьяна Николаевна
, студентка 3 курса юридического факультета ГАУГН (очная форма обучения, профиль гражданско-правовой).

«Летом, после окончания второго курса, руководство юридического факультета ГАУГН поддержало меня в желании посетить Летнюю школу «Профессиональные навыки юриста и экономиста: путь к успеху», которая должна была проходить в Калининграде в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта.

Школа состояла из трех направлений: юридическое на русском языке, юридическое на английском языке и экономическое на русском и английском языках. Каждое направление имело собственную, неповторяющуюся программу, состоящую из уникальных курсов. Я проходила программу для юристов на английском языке.

Уже с первого дня стало понятно, что учиться будет непросто. Учебная нагрузка составляла десять часов в день без учета времени на выполнение ежедневных домашних заданий. Для получения сертификата о прохождении школы, нужно было по каждому предлагаемому курсу набрать не менее 40 баллов из 100. Учиться предстояло 7 дней, включая выходные; так же был выделен один день для тимбилдинга - неформального мероприятия для всех учеников школы.

Моей группе было предложено 8 курсов: Contract Drafting (Искусство составления договоров - проф. Мариан Дент, декан проекта Pericles, США); Legal Skills in Court (Судебные навыки - профессор Ричард Роу, основатель и директор клиники «Живое право», Джоржтаунский университет, США); Managing A Law Firm (Организация и управление юридической фирмой - Арам Орбелян, PhD, старший партнер адвокатской фирмы «Концерн диалог», экс-заместитель Министра юстиции Армении); Oratory Skills & Public Speaking (Публичные выступления и ораторское искусство - проф. Деметриус Флудас Хьюс Холл, Кэмбриджский университет, Великобритания); Environmental Legislation & Legal Skills (Экологическое право - проф. Сандор Фюлоп и проф. Павел Моисеев); Working with a Client (Работа с клиентом, преподаватель - проф. Карвина Венг, профессор юридической клиники Школы права Мауэра Университета Индианы, США); Practical Internet Law (Практический курс Интернет-права - проф. Дениэл Симонс, профессор Университета Амстердама и Колумбийского университета и проф. Галина Арапова); Art of English Writing for Lawyers (Искусство письма на английском языке для юристов - проф. Дональд Кэннон).
В каждой группе были ребята из разных городов России и стран ближнего зарубежья, представлявшие различные вузы, уровни обучения и курсы (от 2 курса бакалавриата до 2 курса магистратуры).

Сначала обучение на английском языке, за отсутствием постоянной разговорной практики, давалось мне очень тяжело. Приходилось тратить много сил на то, чтобы понять все, о чем говорят преподаватели. Много времени отнимало и домашнее задание, за которым можно было просидеть до 2-3 часов ночи. Но спустя несколько дней стало легче. С ребятами в перерывах между занятиями постепенно стали общаться на смеси двух языков, а потом и вовсе перешли на английский (так уже было проще).

Сами курсы были очень интенсивными и насыщенными. Каждый преподаватель старался максимально наполнить свои занятия полезной и, самое главное, интересной информацией. Некоторые преподаватели предпочитали более интерактивные методы, вовлекавшие студентов в учебный процесс. На мой взгляд, это очень интересный подход, ведь будучи непосредственным и активным участником процесса, ты запоминаешь и воспринимаешь гораздо больше, чем на обычной лекции или семинаре.

Наиболее интересно этот подход к преподаванию использовал профессор Ричард Роу. Он не провел ни одной лекции в обычном ее понимании, но при этом все студенты почерпнули из его курса множество полезных фактов и деталей о работе с доказательствами и ведении судебного процесса. Например, профессор Роу поделил нас на группы по три человека и раздал каждой группе два комплекта конструктора из 4 деталей. Два члена команды сидели спиной к друг другу, один из них собирал из предложенных деталей некую фигуру. Третий человек должен был интервьюировать «строителя», а второй, основываясь только на услышанных вопросах и ответах, должен был воссоздать из своих деталей точно такую же фигуру, как у первого «строителя». Когда все команды справились с заданием профессор объяснил, как игра применима непосредственно к судебному процессу. Человек, который интервьюирует - адвокат; человек, у которого есть собранная деталь, - свидетель; человек, воссоздающий модель, - судья. Адвокат всегда выстраивает свою версию, базируясь на полученных сведениях, и его главная задача преподнести эти сведения так, чтобы они помогали ему в решении его дела. В течение этой игры мы поняли, что три разных человека, имея разную осведомленность об одном и том же предмете или событии, думают о нем и представляют его себе совершенно по-разному, и для достижения консенсуса необходимо искать путь понимания своего оппонента, не забывая о своей основной задаче.

Немаловажное место в процессе учебы занимал и тимбилдинг. Он проходил ровно в середине обучения, когда мы уже познакомились со ребятами из своей группы, но практически ничего не знали о ребятах из других групп. Чтобы мы все могли познакомиться и лучше узнать друг друга, организаторы поделили студентов на 7 команд, в каждой из которых были представители разных групп, а также профессора, сами организаторы и волонтеры. Каждая команда состояла из 13 человек. Сначала команды должны были придумать название и девиз, выбрать капитана и подготовить два творческих номера, связанных с юридической тематикой. Далее командам предстояло пройти полосу препятствий, нарисовать стенгазету, приготовить обед и накрыть стол. В итоге в каждой номинации выбирался победитель.

Тимбилдинг получился действительно очень насыщенным. Свою главную задачу - сдружить ребят из разных курсов и преподавателей, - он выполнил на все 100%. Абсолютно все были вовлечены в процесс, а испортившаяся под конец дня погода не помешала большинству ребят искупаться в Балтийском море. После этого мы посетили Светлогорск, где у нас впервые было свободное время!

После тимбилдинга учеба пошла легче. Оставалось совсем немного - выполнить итоговые задания по всем курсам, с чем все справились успешно. В английской группе такими работами были: создание бизнес-плана собственной юридической фирмы, написание эссе об экологической проблеме (с предложением ее юридического решения), представление истории своего клиента, проведение судебного заседания (по делу о смерти игроков в американский футбол), проведение гражданского процесса по договорному спору; moot court (модельный судебный процесс) на популярную для таких деловых игр тему о статусе однополых браков по российскому законодательству.

По завершении Школы я получила сертификат об успешном ее прохождении. Я очень рада, что мне это удалось. Спасибо юридическому факультету ГАУГН за предоставленную возможность!».


Картинка для анонса: Array

Детальная картинка: 

Теги: