Новости факультета
4 октября 2018
Юридический факультет
Студентки юридического факультета ГАУГН приняли участие в Летней школе «Профессиональные навыки юриста и экономиста: путь к успеху»
Летом 2018 г. юридический факультет ГАУГН решил поддержать двух студенток, которые успешно прошли конкурс на участие в VII Международной летней школе «Профессиональные навыки юриста и экономиста: путь к успеху». Вниманию посетителей сайта предлагаются их отчеты о поездке и обучении:
Гришина Виктория Александровна, студентка 4 курса юридического факультета ГАУГН (очная форма обучения, профиль гражданско правовой).
«Конец летнего сезона стал знаменательным событием в моей жизни: последнюю неделю августа я провела в Летней школе для юристов, которая проводилась в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта. Перед поездкой я знала, что дисциплины на этой школе будут сложными, будет тяжело получать баллы по каждому курсу, но даже не думала, что это будет настолько тяжелой задачей.
Каждый проведенный день в Школе это интенсивная десятичасовая работа. Однако умение преподавателей заинтересовать темой занятия, дать мотивацию к развитию, позволяло забыть об усталости и учиться, учиться и ещё раз учиться. Моя группа состояла из 28 студентов, представлявших вузы всей России, но большинство было из Москвы. Все ребята были серьезными и ответственными, и, в то же время, веселыми и отзывчивыми. Общение с ними принесло мне огромное удовольствие и полезный опыт.
Преподаватели Школы разработали курсы, направленные на достижение практических результатов, очень важных для профессии юриста. В программу на русском языке для студентов-юристов вошли следующие 6 курсов:
- «Как писать законы». Курс преподавала Елена Антоновна Абросимова - доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Она сама готовила законопроекты и знает, как научить этому других.
- «Организация и управление юридической фирмой: первый шаги». Арам Орбелян, бывший заместитель Министра юстиции Армении, подробно рассказал о том, как создать свою собственную юридическую фирму, и какие опасности и трудности поджидают того, кто решится начать собственное дело.
- «Тонкости доказывания». На мой взгляд, один из важнейших курсов в программе, рассказывающий о правильном представлении доказательств в суде. Преподаватель - Ирина Николаевна Лукьянова, к. ю. н., доцент, старший научный сотрудник сектора гражданского права, гражданского и арбитражного процесса Института государства и права РАН.
- «Юридическая техника: подготовка процессуальных документов». На этом курсе опытный адвокат и прекрасный преподаватель Екатерина Юрьевна Никонова поделилась со студентами множеством секретов подготовки процессуальных документов для суда.
- «Живое право». Это был необычный курс, целью которого было научить нас делиться полученными профессиональными знаниями и навыками, объяснять сложные юридические явления простым и доступным языком, проводить ликбез среди не-юристов. Вел его замечательный тренер - Георгий Сергеевич Патюлин, преподаватель кафедры теории и истории государства и права Всероссийской академии внешней торговли.
- «Основы юридической аргументации». Этот курс помог студентам понять особенности выступления в суде. Преподаватель - Аркадий Борисович Гутников, член Правления АНО «Центр развития юридических клиник», директор НОУДДПО «Санкт-Петербургский институт права имени Принца П. Г. Ольденбургского», помог мне осознать, как важно правильно построить свою позицию, и как грамотно ее аргументировать.
Обучение в Летней школе проходило не по стандартным канонам вузовского преподавания «лекция-семинар», а было направлено на то, чтобы студент при помощи «интерактива», то есть вовлечения студентов в искусственно созданную ситуацию, сам осознал свои ошибки и пришел к правильному ответу.
Например, при прохождении курса «Как писать законы» аудитория поделилась на группы, в которых каждый студент должен был предложить собственное определение термина или понятия, предложенного преподавателем. После этого группам следовало из предложенных вариантов, не убирая и не добавляя других слов, составить единое понятие. В моей группе таким понятием была законодательная инициатива. Совместными усилиями мы составили довольно четкое определение. Ситуация, в которую нас поставил преподаватель, помогла нам понять, как работают люди, составляющие законопроекты, и осознать, насколько трудно работать в коллективе.
По окончании занятий мы сдавали экзамены, но не в привычном для всех студентов понимании этого слова. По тому же курсу - «Как писать законы», мы представляли свои законопроекты, которые готовили целую неделю. Задача оказалась непростой, самым трудным было достичь консенсуса в группе, из обилия идей выбрать те, которые действительно представляют ценность. К сожалению, законопроект, который готовила моя группа, не был принят «Государственной Думой» в виду недоработок по некоторым вопросам.
Курс «Основы юридической аргументации» закончился выступлениями на модельном заседании Конституционного Суда, где оспаривалась норма Семейного кодекса РФ, запрещающая называть детей именами, состоящими из чисел и буквенно-численных выражений. Я выступала в процессе в роли матери ребенка, которому дали имя БОЧ ВРФ 31/07/2018. По итогам заседания Конституционный Суд признал норму Семейного кодекса неконституционной.
Немаловажным элементом обучения был «Браун Бэг» - общение с преподавателями в неформальной обстановке за обедом, на котором они делились с нами своим богатым опытом в юриспруденции.
Один из «Браун Бэгов» в моей группе был посвящен гонорарной практике адвокатов. Екатерина Юрьевна Никонова рассказала нам, что делать, чтобы стать адвокатом, сколько нужно для этого вложить средств в себя и свое дело. В итоге мы пришли к выводу, что профессия адвоката является очень затратной, но, став адвокатом и разработав правильную политику ценообразования на свои услуги, можно очень неплохо зарабатывать.
По окончании летней школы все ребята получили свои долгожданные и заслуженные сертификаты.
Я благодарю всех сотрудников ректората и деканата юридического факультета, чьи усилия сделали возможной эту поездку. Особенно хочу сказать спасибо ведущему специалисту деканата юрфака - Алексею Романовичу Рудзяку, за всемерную помощь и содействие. Спасибо!».
Гудз Татьяна Николаевна, студентка 3 курса юридического факультета ГАУГН (очная форма обучения, профиль гражданско-правовой).
«Летом, после окончания второго курса, руководство юридического факультета ГАУГН поддержало меня в желании посетить Летнюю школу «Профессиональные навыки юриста и экономиста: путь к успеху», которая должна была проходить в Калининграде в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта.
Школа состояла из трех направлений: юридическое на русском языке, юридическое на английском языке и экономическое на русском и английском языках. Каждое направление имело собственную, неповторяющуюся программу, состоящую из уникальных курсов. Я проходила программу для юристов на английском языке.
Уже с первого дня стало понятно, что учиться будет непросто. Учебная нагрузка составляла десять часов в день без учета времени на выполнение ежедневных домашних заданий. Для получения сертификата о прохождении школы, нужно было по каждому предлагаемому курсу набрать не менее 40 баллов из 100. Учиться предстояло 7 дней, включая выходные; так же был выделен один день для тимбилдинга - неформального мероприятия для всех учеников школы.
Моей группе было предложено 8 курсов: Contract Drafting (Искусство составления договоров - проф. Мариан Дент, декан проекта Pericles, США); Legal Skills in Court (Судебные навыки - профессор Ричард Роу, основатель и директор клиники «Живое право», Джоржтаунский университет, США); Managing A Law Firm (Организация и управление юридической фирмой - Арам Орбелян, PhD, старший партнер адвокатской фирмы «Концерн диалог», экс-заместитель Министра юстиции Армении); Oratory Skills & Public Speaking (Публичные выступления и ораторское искусство - проф. Деметриус Флудас Хьюс Холл, Кэмбриджский университет, Великобритания); Environmental Legislation & Legal Skills (Экологическое право - проф. Сандор Фюлоп и проф. Павел Моисеев); Working with a Client (Работа с клиентом, преподаватель - проф. Карвина Венг, профессор юридической клиники Школы права Мауэра Университета Индианы, США); Practical Internet Law (Практический курс Интернет-права - проф. Дениэл Симонс, профессор Университета Амстердама и Колумбийского университета и проф. Галина Арапова); Art of English Writing for Lawyers (Искусство письма на английском языке для юристов - проф. Дональд Кэннон).
В каждой группе были ребята из разных городов России и стран ближнего зарубежья, представлявшие различные вузы, уровни обучения и курсы (от 2 курса бакалавриата до 2 курса магистратуры).
Сначала обучение на английском языке, за отсутствием постоянной разговорной практики, давалось мне очень тяжело. Приходилось тратить много сил на то, чтобы понять все, о чем говорят преподаватели. Много времени отнимало и домашнее задание, за которым можно было просидеть до 2-3 часов ночи. Но спустя несколько дней стало легче. С ребятами в перерывах между занятиями постепенно стали общаться на смеси двух языков, а потом и вовсе перешли на английский (так уже было проще).
Сами курсы были очень интенсивными и насыщенными. Каждый преподаватель старался максимально наполнить свои занятия полезной и, самое главное, интересной информацией. Некоторые преподаватели предпочитали более интерактивные методы, вовлекавшие студентов в учебный процесс. На мой взгляд, это очень интересный подход, ведь будучи непосредственным и активным участником процесса, ты запоминаешь и воспринимаешь гораздо больше, чем на обычной лекции или семинаре.
Наиболее интересно этот подход к преподаванию использовал профессор Ричард Роу. Он не провел ни одной лекции в обычном ее понимании, но при этом все студенты почерпнули из его курса множество полезных фактов и деталей о работе с доказательствами и ведении судебного процесса. Например, профессор Роу поделил нас на группы по три человека и раздал каждой группе два комплекта конструктора из 4 деталей. Два члена команды сидели спиной к друг другу, один из них собирал из предложенных деталей некую фигуру. Третий человек должен был интервьюировать «строителя», а второй, основываясь только на услышанных вопросах и ответах, должен был воссоздать из своих деталей точно такую же фигуру, как у первого «строителя». Когда все команды справились с заданием профессор объяснил, как игра применима непосредственно к судебному процессу. Человек, который интервьюирует - адвокат; человек, у которого есть собранная деталь, - свидетель; человек, воссоздающий модель, - судья. Адвокат всегда выстраивает свою версию, базируясь на полученных сведениях, и его главная задача преподнести эти сведения так, чтобы они помогали ему в решении его дела. В течение этой игры мы поняли, что три разных человека, имея разную осведомленность об одном и том же предмете или событии, думают о нем и представляют его себе совершенно по-разному, и для достижения консенсуса необходимо искать путь понимания своего оппонента, не забывая о своей основной задаче.
Немаловажное место в процессе учебы занимал и тимбилдинг. Он проходил ровно в середине обучения, когда мы уже познакомились со ребятами из своей группы, но практически ничего не знали о ребятах из других групп. Чтобы мы все могли познакомиться и лучше узнать друг друга, организаторы поделили студентов на 7 команд, в каждой из которых были представители разных групп, а также профессора, сами организаторы и волонтеры. Каждая команда состояла из 13 человек. Сначала команды должны были придумать название и девиз, выбрать капитана и подготовить два творческих номера, связанных с юридической тематикой. Далее командам предстояло пройти полосу препятствий, нарисовать стенгазету, приготовить обед и накрыть стол. В итоге в каждой номинации выбирался победитель.
Тимбилдинг получился действительно очень насыщенным. Свою главную задачу - сдружить ребят из разных курсов и преподавателей, - он выполнил на все 100%. Абсолютно все были вовлечены в процесс, а испортившаяся под конец дня погода не помешала большинству ребят искупаться в Балтийском море. После этого мы посетили Светлогорск, где у нас впервые было свободное время!
После тимбилдинга учеба пошла легче. Оставалось совсем немного - выполнить итоговые задания по всем курсам, с чем все справились успешно. В английской группе такими работами были: создание бизнес-плана собственной юридической фирмы, написание эссе об экологической проблеме (с предложением ее юридического решения), представление истории своего клиента, проведение судебного заседания (по делу о смерти игроков в американский футбол), проведение гражданского процесса по договорному спору; moot court (модельный судебный процесс) на популярную для таких деловых игр тему о статусе однополых браков по российскому законодательству.
По завершении Школы я получила сертификат об успешном ее прохождении. Я очень рада, что мне это удалось. Спасибо юридическому факультету ГАУГН за предоставленную возможность!».
Картинка для анонса: Array
Детальная картинка:
Теги: