
15 июля в Московском педагогическом государственном университете состоялся научно-практический семинар по разработке учебно-методического комплекса курса «Основы российской государственности» для педагогических вузов, организованный при участии Опорно-методического и информационного центра Модуля «Основы российской государственности» Государственного академического университета гуманитарных наук, Минобрнауки России и Минпросвещения России.
На мероприятии исполняющий обязанности директора Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения Российской Федерации Владимир Боков зачитал приветственный адрес министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова.
Глава ведомства отметил, что основная цель преподавания дисциплины «Основы российской государственности» в педвузах – формирование у студентов ясного осознания роли государства и самой идеи государственности как в истории России, так и в ее настоящем:
«Мы ориентируемся на обучение и воспитание не просто цельной личности с развитым чувством патриотизма и гражданственности, имеющей глубокие знания в области развития российской государственности. В педагогических вузах при подготовке студентов мы все время думаем о том, что студент, находящийся перед нами, через несколько лет войдет в школьный класс, и к этому времени он должен уметь говорить со своими учениками о ценностях, уметь передавать детям полученные ценностные и мировоззренческие установки».
Заместитель директора Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Анна Брайнес отметила в своем выступлении, что при внедрении дисциплины «Основы российской государственности» в 2023–2024 учебном году четко определились отдельные ниши, требующие особого подхода и внимания.
Прежде всего, речь идет о студентах, которые выбрали педагогическую специальность, то есть готовых играть роль значимого взрослого для школьников. По словам заместителя директора, педагогические вузы играют важную роль в сохранении исторически сложившейся педагогической системы и формировании у школьников осознания принадлежности к российскому обществу и понимания, как они смогут реализоваться в нашей стране.
Приветствуя участников семинара, ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков подчеркнул, что МПГУ традиционно уделяет внимание сохранению преемственности педагогического образования. Изучение лучших практик подготовки педагогов из разных вузов будет способствовать эффективной работе над учебно-методическим комплексом по дисциплине «Основы российской государственности» для педагогических вузов:
«Важная роль в новой системе образования уделена преподаванию социально-гуманитарных дисциплин с целью обеспечения единого подхода к задаче формирования общероссийской гражданской идентичности обучающихся: знаний, навыков и компетенций, а также ценностей, правил и норм поведения, связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу, развитием чувства патриотизма и гражданственности, формированием духовно-нравственного и культурного фундамента развитой и цельной личности» , – сказал Алексей Лубков.
В своем приветствии и.о. ректора Государственного академического университета гуманитарных наук НиколайПромыслов также подчеркнул важное отличие преподавания курса на педагогических направлениях:
«Когда мы преподаем “Основ российской государственности” студентам непедагогических вузов, то мы даем им знания, которые могут транслироваться дальше, но, в основном, остаются внутренним для самих студентов. В отличие от них выпускники педагогических вузов идут в школу и передают своим ученикам ценности и знания, полученные в рамках этого курса. Поэтому “Основы российской государственности” имеют совершенно особое значение для педагогических вузов».
Николай Промыслов также обратил внимание на особое значение работы над новым учебно-методическим комплексом для педагогических специальностей и его соотнесения с основным УМК дисциплины «Основы российской государственности»:
«Ваша задача, как экспертов в области педагогической подготовки, в кратчайшие сроки дополнить то знание, которое сформировало профессиональное социогуманитарноесообщество. На данный момент синхронизация теоретической подготовки педагогов и теоретической базы курса «Основы российской государственности» является важнейшей и первостепенной задачей, решение которой напрямую повлияет на преемственность воспитательной работы школ и вузов».
В завершении пленарной части выступили научный руководитель проекта «ДНК России», проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Андрей Полосин, заведующая кафедрой философии Института социально-гуманитарного образования МПГУ Ирина Грифцова и руководитель проектов Экспертного института социальных исследований Владимир Шаповалов. Они обозначили ключевые принципы курса «Основы российской государственности» и тот фронт работ, который предстоит специалистам в сфере педагогики.
«В курсе «Основы российской государственности» на данный момент очень мало знания, которое бы учитывало психофизиологическое развитие человека. Это связано с тем, что курс изначально формировался с очень малым включением специалистов в сфере педагогики. Новая работа по направлению педагогических вузов, которое при поддержке Минобрнауки России удалось в этом году начать, я уверен, поможет преодолеть разрыв между практикой и теорией через более четкое осязание, понимание психофизиологических особенностей аудитории, в которую входит преподаватель курса «Основы российской государственности». С этой точки зрения Ваша работа очень важна не только для преподавателей педагогических вузов, но и для всех преподавателей курса», - отметил Андрей Полосин.
В ходе секционных заседаний участники семинара обсуждали, каким образом может быть отражена педагогическая специфика при прохождении каждого раздела курса. Семинары были представлены по следующим смысловым блокам: «Россия в ее пространственном, человеческом, ресурсном и символическом измерении: на что важнее всего сделать акцент при подготовке будущих педагогов?»; «Вклад образования и просвещения в формирование российского государствацивилизации и российской идентичности»; «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации: педагог как транслятор ценностей и мировоззренческих установок своим ученикам»; «Политическое устройство (система) России: роль и место образования в развитии государственных и общественных институтов»; «Вызовы будущего и развитие страны: роль педагога и наставника».
По работе секций высказался ведущий эксперт опорно-методического и информационного центра Модуля «Основы российской государственности» Юрий Татунов:
«Как отметил в своем докладе Андрей Владимирович Полосин, внедрение в курс знания о психофизиологическом особенностях аудитории является, на данный момент, ключевой задачей, которая стоит не только перед преподавателями и экспертами в сфере педагогики. От решения этой задачи зависит успех курса «Основы российской государственности» в целом, то, как именно он будет заходить на нашу основную аудиторию – студентов, которые еще недавно были школьниками.
Более четкое понимание этого курса будущими учителями и педагогами поможет синхронизировать основные его положения в воспитательной работе школы и университетов, сделает его более понятным и осязаемым для абитуриентов-первокурсников, что, несомненно, повысит эффективность решения тех задач, которая стоит перед нами. По ходу работы секций становится очевидно, что не только мы, но и эксперты в области педагогики отчетливо понимают то, что необходимо сделать».
По итогам семинара планируется подготовить проект УМК и представить его на следующем заседании, которое ориентировочно состоится 26 августа.
Материалы секционных заседаний будут доступны подписчикам группы в ВК Опорно-методического и информационного центра Модуля «Основы российской государственности» с 22 июля.
Фотоматериал: Опорно-методического и информационного центра Модуля «Основы российской государственности» ГАУГН