21.05.2018

ГАУГН в лицах. Инокиня Евгения

Продолжаем рубрику «ГАУГН в лицах». Мы взяли интервью у выпускницы 2005 года философского факультета ГАУГН, пресс-секретаря Якутской епархии и проректора Якутской духовной семинарии по научной работе, автора книги «Северный фавор» Инокини Евгении (Сеньчуковой).

- Почему вы пошли учиться в ГАУГН?

Евгения: Я поступила в наш Университет в 2000 году, когда он еще звался ГУГН, в Институт философии. Это было настоящее чудо. Вообще-то я собиралась поступать в Литературный институт, а Институт философии был запасным вариантом. Но сдав второй экзамен (я поступала до ЕГЭ), я поняла, что академическая среда меня тянет больше, чем богемная. Я и сейчас считаю, что это была гениальная идея - вуз, связанный с Академией наук! С первых дней учебы видишь настоящую научную жизнь, общаешься с интеллектуальной элитой. Другие вузы, в том числе и самые выдающиеся, воспринимаются все же в первую очередь как учебные заведения, «царства студентов». ГАУГН - это «посольство царства ученых среди молодежи». Такая вот вольная ассоциация.

- Чем вы сейчас занимаетесь, кем работаете?

Е.: После института я закончила аспирантуру в Институте философии РАН, защитила кандидатскую диссертацию и некоторое время проработала преподавателем в одном из педагогических вузов, не забывая, конечно, и родной Университет (читала лекции философам и культурологам), и очень скоро ушла в журналистику. Несколько лет была обозревателем сайта «Православие и мир», а в 2014 году уехала в Якутию. Здесь моя жизнь круто поменялась - я приняла иноческий постриг, но послушания у меня интеллектуальные: я пресс-секретарь Якутской епархии и проректор Якутской духовной семинарии по научной работе. Мне приходится очень много ездить по Республике - самом большом субъекте Федерации, между прочим. Прошло четыре года, а впечатления не становятся менее яркими!

- Как философское образование помогает вам в вашей профессии?

Е.: Помогает - не то слово! Например, в Институте философии были (и, верю, остались) очень хорошие лекции по логике, теории и практике аргументации и теории диалога. Таблицы истинности я помню до сих пор, скажем. А логика - это база для любых рассуждений. Чувства, здравый смысл, аналогии - все они могут обманывать. Логика не лжет. Если надо объяснять что-то связанное с вопросами веры, очень важно делать это честно и доступно. Последовательное, логичное рассуждение - просто необходимо.

Разумеется, философия предполагает широкий кругозор. Своим семинаристам я часто повторяю: «Читайте философию, не замыкайтесь на богословии! Вся история философии - это о том, что волнует людей: от устройства вселенной до собственной смертности. Если вы не поймете ход мысли людей разных эпох - вы никогда не поймете и своего современника. Разница между Рене Декартом и вашим сверстником, который верит, что Бог некогда «запустил» наш мир, но сейчас в нем прямо не участвует - не так велика. Декарт дольше учился и занимался наукой, но беспокоило его то же, что и людей сегодня».

- Как ГАУГН повлиял на вашу жизнь и какую роль играет в вашей жизни сейчас?

Е.:  Многогранный вопрос.

Начну с личного. В ГАУГН я научилась общению и приобрела замечательных друзей. Прошло тринадцать лет, и я до сих пор с удовольствием встречаюсь со многими из них. Несколько человек стали для меня совсем родными, общение вышло далеко за рамки встреч с университетскими друзьями.

Наверное, именно Университет научил меня доносить свои взгляды до самых разных людей, спорить с уважением к собеседнику, слушать. Мы плотно общались несколькими факультетами, и именно в нашем разнообразии была сила и неожиданная для совсем молодых людей, не побоюсь этого слова, мудрость наших разговоров.

Сейчас я связана с преподаванием в совсем другой среде, в духовной школе, и могу сказать, что этот урок «междисциплинарного диалога» во многом стал фундаментом моей работы. Я стараюсь сделать все, чтобы мои студенты тоже умели общаться на разные темы с другими студентами, изучающими совсем другие предметы. Для семинаристов это особенно важно, ведь им предстоит быть священниками, а значит - слушать и говорить с людьми самых разных взглядов и интересов!

- Расскажите о теплых воспоминаниях об Университете.

Е.: Я до сих пор вспоминаю, как мы, студенты нескольких факультетов, стояли возле бассейна «Чайка» в мае или июне 2001 года - зачет получали. Большинство из нас, честно признаюсь, просто несли справки об освобождении от физкультуры. И вот это ожидание своей очереди - сюжет для романа. Что только там не происходило! В одном углу спорили о разнице между политическим устройством Древнего Рима республиканского периода и современной демократией. В другом - читали Бродского наизусть. В третьем - обсуждали темы своих курсовых работ и рефератов.

А как мы готовились к экзаменам! Я никогда, наверное, не забуду, как попросила учившегося на два курса старше моего коллегу Аркадия Малера пересказать мне основные идеи Мишеля Фуко. Были чудесные послерождественские дни, и мы отмечали Рождество у меня дома, а на следующий день у меня был экзамен по философской антропологии (Валерий Александрович Подорога читал). И Фуко у меня вообще в голове не задержался. Я попросила Аркадия рассказать - и он начал… с Декарта и Беркли! Закончил в шесть утра.  Вся компания оставалась у меня ночевать, спали до трех часов дня, и только я в десять утра побежала сдавать экзамен.

Вообще лекции Валерия Александровича - это было нечто. Мы даже собирали коллекцию его особенно ярких высказываний. «Санкт-Петербург - это самый русский город. Когда его строили, настолько имели в виду всю Россию, что иначе получиться и не могло». И так далее.

К экзамену по философии Нового времени надо было сдать несколько конспектов. Вообще-то их надо было в течение семестра сдавать, но мы тут все учились, так что понимаем… И вот у меня дома сидят однокурсники, а я торопливо заканчиваю конспекты. Конспектирую «Государя» Макиавелли и пересказываю одну из мыслей своими словами: «Лучше прослыть жадиной, чем жадиной и гадиной одновременно!»

На первом курсе мы сдавали историю Древней Греции и Древнего Рима вместе с политологами и культурологами. Грецию я знала неплохо, а вот Рим - кое-как. А на лестнице сидела девчонка с факультета культурологии (мы сейчас очень дружим - Маша Захарова, она быстро замуж вышла, ушла в академ, а потом в другой вуз) и популярно пересказывает историю Древнего Рима, которой увлекалась со школы. И все ее слушают.

Потом мы идем сдавать экзамен, и экзаменатор, Александр Леонидович Смышляев, кому-то задает вопрос: «Слушайте, а по какому учебнику вы готовитесь все?» - на что студент честно отвечает: «Да там на лестнице девушка сидит пересказывает». Все смеялись. Александр Леонидович сказал, что девушка очень хорошо пересказывает.

В общем, мой ГАУГН и мой Институт философии - это юность и радость. Незабываемое время! Храню его с любовью. Чего и следующим поколениям выпускников от всей души желаю!