Новости факультета
15 ноября 2024
Новости факультетов
Научный путь: вдохновение и открытия с доцентом Факультета политологии Денисом Летняковым
В преддверии Дня преподавателя высшей школы, который ежегодно отмечают в России 19 ноября, ГАУГН продолжает рубрику, посвящённую нашим преподавателям.
Сегодня наш герой — Летняков Денис Эдуардович, доцент Факультета политологии ГАУГН.
Что вас больше всего вдохновляет на работу в науке?
Денис Летняков: Я бы сказал, что больше всего вдохновляет сама возможность заниматься любимым делом, узнавать что-то новое об этом мире и делиться полученными знаниями с окружающими, в т.ч. со студентами.
Как вы считаете, какова роль политологии в современном мире и почему?
Денис Летняков: Говоря предельно широко, роль политологии состоит в том, чтобы помогать лучше понять процессы, происходящие как в мире вообще, так и в отдельных странах. Как и другие науки, политология, в первую очередь, работает на приращение нашего знания о мире.
Какая область политологии Вас больше всего интересует, и какой бы совет вы дали студентам при выборе области изучения в политологии?
Денис Летняков: Начну с конца. Мне кажется, что давать такого рода советы просто не имеет смысла – все зависит от личного интереса. Кто-то всю жизнь с увлечением изучает миграцию китов, кто-то – философию Гегеля, а кто-то – демографические тенденции в современном Китае. Все это очень субъективно, ориентируйтесь на то, что интересует лично Вас. Как замечал ещё Макс Вебер, без вдохновения и и даже в какой-то степени одержимости наукой в этой сфере делать нечего.
Что касается моих научных интересов, то сейчас они сосредоточены главным образом вокруг различных теорий демократии. Признаюсь, меня всегда привлекали возможные альтернативы обществу, построенному на властной иерархии, социальном неравенстве и неподотчетности правящего класса.
Какой жанр фильмов вам больше нравится и какой фильм вы посоветуете посмотреть студентам?
Денис Летняков: Вряд ли будет сюрпризом, если я скажу, что люблю фильмы, связанные с историей и политикой. Например, недавно я пересмотрел сериал «Корона» о правлении Елизаветы II. Отличный фильм, в котором личные драмы королевской семьи переплетаются с сюжетами из британской политики второй половины XX – начала XXI вв.
На занятиях я порой советую студентам смотреть фильмы, связанные тематикой лекции или семинара. Например, когда мы обсуждаем современный американский консерватизм или т.н. «культурные войны», я могу сослаться на фильм «Миссис Америка», в которой Кейт Бланшетт играет активистку из консервативного лагеря, противостоящей фем-повестке; рассказывая про роль вице-президента в США, советую посмотреть фильм «Игра изменилась» про президентскую гонку 2008 г. и т.д. Из недавно просмотренных сильное впечатление на меня произвел фильм «Чтец», в котором под интересным углом рассматривается тема Холокоста и немецкой вины.
Если бы ваша лекция была фильмом, какой жанр был бы у неë?
Денис Летняков: У произведения искусства, коим является фильм, и у лекции в университете разные задачи. Думаю, главное, чтобы студенты не уходили после моей лекции с теми же чувствами, с которыми мы выходим из кинотеатра после провального фильма – с ощущением, что эти полтора часа можно было бы провести как-то поинтереснее.
Если бы вам предложили преподавать любую дисциплину, не относящуюся к вашей специальности, чтобы вы выбрали?
Денис Летняков: Если просто помечтать, то, возможно, это была бы история искусств или литература. Мне кажется, что обсуждать со студентами Толстого или Чехова не менее увлекательно, чем марксизм или институциональную теорию.
Вспомните самый забавный момент, который случился у вас на лекции?
Денис Летняков: Не знаю, относится ли эта история к категории забавных… Однажды во время ковида я читал лекцию из дома, и у меня из-за неполадок со стиральной машинкой вода залила всю ванную и начала литься в коридор. Мне пришлось срочно прерваться, чтобы помочь жене кое-как собрать воду тряпками, затем я продолжил занятие, постоянно ожидая, что в квартиру позвонят соседи снизу с криками, что мы их залили. К счастью, обошлось.
А вообще, бывало разное – и голос пропадал напрочь через 10 минут после начала лекции, и, придя на занятие, я вдруг обнаруживал торт и воздушные шарики, принесенные студентами, которые узнали из соцсетей о том, что у меня день рождения. Так что есть, что вспомнить.
Если бы вы могли изменить одну вещь в высшем образовании, чтобы это было?
Денис Летняков: Думаю, что российскому образованию не хватает автономии – прежде всего, автономии университета от государства.
Если бы вам выпал шанс пообщаться с любым историческим деятелем, кто бы это был?
Денис Летняков: Пожалуй, самый сложный вопрос из всех. Может быть, Петр Кропоткин. Мне кажется, что этот человек прожил невероятно интересную жизнь, приключений из которой хватило бы на десять жизней.
Мы благодарим Летнякова Дениса Эдуардовича за его интересные ответы и желаем успехов в научных исследованиях, новых открытий и плодотворной работы со студентами!
Фотоматериал: Отдел пресс-службы и взаимодействия со СМИ Управления информационной политики ГАУГН
Картинка для анонса: Array
Детальная картинка: Array
Теги: