06.10.2023

В рамках проекта «Академический наставник» в ГАУГН прошла междисциплинарная научная школа

С 26 по 28 сентября в рамках реализации проекта «Академический наставник» в ГАУГН прошла междисциплинарная научная школа. За три дня интенсивной работы участники познакомились с различными аспектами научной деятельности.

Первый день научной школы начался с торжественного открытия и круглого стола на тему «Путь в науку. Зачем заниматься исследованиями и как с этим жить?». Временно исполняющий обязанности ректора ГАУГН Илья Сокольщик, проректор по науке и дополнительному образованию Николай Промыслов, проректор по молодежной политике и воспитательной работе Анастасия Хацкевич, председатель Совета молодых ученых ГАУГН, доцент Факультета политологии ГАУГН Иван Угрин и руководитель Научного Студенческого Общества ГАУГН, студент Философского факультета ГАУГН Владимир Ветров обсудили возможные векторы развития молодых людей в науке, а также поделились со слушателями своим опытом.

 «Междисциплинарная научная школа – это возможность для студентов различных профилей познакомиться с наукой и понять, что заниматься ей проще, чем они думают. Исследовательская деятельность дает огромные преимущества и возможности. И очень ценно, что участники проекта «Академический наставник» уже совсем скоро сделают свои первые шаги в науку именно в стенах ГАУГН», — прокомментировала идею мероприятия проректор по молодежной политике и воспитательной работе ГАУГН Анастасия Хацкевич.

Первый день школы продолжился выступлениями руководителей Научного Студенческого Общества ГАУГН Владимира Ветрова и Александра Теплова. Молодые ученые рассказали о роли научных студенческих обществ в формировании нового поколения научных кадров, а также концептуализировали процесс интеграции в науку как постоянный поиск баланса между интеллектуальным творчеством и общественной деятельности.
В ходе лекции было дано описание характерных преимуществ и недостатков концентрации на одной из двух сторон научной, а также сформулированы вывод о необходимости грамотного распределение времени на участие в коллективных форматах. Ребята отметили, что именно НСО может помочь студентам успешно интегрироваться в научную деятельность, ведь они получают возможность совмещать научную и общественную деятельность.


Об основах современной наукометрии рассказали участникам ученый секретарь ГАУГН, доцент Исторического факультета ГАУГН Борис Яблоков и заведующий лабораторией исследований блокчейна в образовании и науке ГАУГН, доцент кафедры инженерной кибернетики НИТУ МИСиС Иван Тарханов. Наукометрия – это дисциплина об эволюции науки через многочисленные измерения и статистическую обработку научной информации. Спикеры раскрыли тему основных показателей, цитируемости, импакт-фактора научного журнала, жанрах научной публикации и т.д.

Второй день научной междисциплинарной школы стартовал с лекции «Культура, цивилизация, наука» главного научного сотрудника сектора междисциплинарных проблем научно-технического развития Института философии РАН Ирины Герасимовой. Спикер поделилась с ребятами мыслями о том, что представляет собой современная наука, а также рассказала о перспективах науки будущего. Особое внимание было уделено историко-культурной ситуации на рубеже веков в контексте научно-технического прогресса.

Об интерактивных методах исследования государственно-правовых явлений участники узнали из авторского мастер-класса заведующий кафедрой теории и истории государства и права Юридического факультета ГАУГН Юлии Ерохиной. Внимание участников было акцентировано на введение разных знаково-символических средств в исследовательскую и учебную деятельность. Слушателям было предложено закодировать информацию о государственно-правовых явлениях, а затем декодировать информацию, применяя методику лектора.

Участники междисциплинарной школы получили возможность за короткий срок попробовать свои силы в разных гуманитарных направлениях. Так, преподаватель Исторического факультета ГАУГН Александр Чудинов поделился с участниками информацией по теме «Чем занимаются историки?», где обозначил, что историк – это настоящий детектив, который всего по одному предмету (историческому источнику), может расшифровать информацию и рассказать о жизни конкретного человека или общества определенного времени. Историки получают огромную массу впечатлений, в том числе, и от общения. Но уникальность профессии историка состоит в том, что это общение не только с живыми людьми, но и с теми, кого уже нет несколько сотен или тысяч лет.

Один из важнейших моментов, который сопровождает ученого-исследователя – это сохранение своей и уважение чужой интеллектуальной собственности, именно этой теме была посвящена лекция заместителя декана Юридического факультета ГАУГН Дмитрия Мазаева. Лектор упомянул об основных правовых способах сохранения и подтверждения своего интеллектуального труда.

Завершился второй день практическим мастер-классом «Имитационное моделирование как инструмент для создания искусственных сред с цифровыми копиями объектов, окружающих нас в реальном мире». Его ведущими выступили старший преподаватель Экономического факультета ГАУГН, научный сотрудник ЦЭМИ РАН Дмитрий Евдокимов и выпускающий редактор журнала «Искусственные общества», научный сотрудник ЦЭМИ РАН Татьяна Конькова.

Участники попробовали создать имитационные модели, способные демонстрировать различные динамические процессы при помощи агент-ориентированного подхода. Также они увидели практику применения имитационных моделей в государственных системах и получили в целом знания об агентном моделировании, с которым так или иначе уже сталкивались, но не догадывались об этом.

На первой лекции третьего дня проректор по науке и дополнительному образованию ГАУГН Николай Промыслов рассказал о фандрайзинге – привлечении сторонних ресурсов для реализации исследовательской деятельности ученого. Профессиональная деятельность ученого может приносить доход, благодаря участию в проектах, финансовую поддержку которых осуществляют различные фонды и грантодающие организации.

Важнейшими принципами работы с научным текстом поделилась с участниками проекта «Академический наставник» старший преподаватель Экономического факультета ГАУГН, научный сотрудник ЦЭМИ РАН Анна Богданова. Лектор обратила внимание на основные составляющие качественного научного текста, работу со ссылками и цитированием, а также библиографией.

В рамках школы также прошёл кейс-чемпионат, на котором командам необходимо было разработать и представить проект. В этом им должна была помочь лекция генерального директора АНО «Центр развития деловых компетенций», доцента Философского факультета ГАУГН Олега Гурова. Спикер поделился секретами правильной аргументации и разобрал подробно каждый из пяти компонентов, который поможет качественно презентовать разработанный исследовательский проект.

Завершилась научная школа распределением участников по наставникам и шести направлениям, в которых ребята будут работать над исследовательскими проектами на протяжении нескольких недель.

Начинается, пожалуй, самый важный этап проекта «Академический наставник», поскольку именно в малых исследовательских группах, как известно, нередко рождаются самые неординарные решения. Желаем ребятам и их наставникам установления продуктивного общения и с интересом ждем результатов их совместной работы!

Фотоматериал предоставлен сотрудниками Центра молодёжной политики Управления молодежной политики и воспитательной работы ГАУГН.