Центр правовых исследований цифровых технологий (ЦПИЦТ) - научно-исследовательское подразделение ГАУГН, созданное в 2020 г., занимающееся организацией международного сотрудничества в исследовании правовых проблем, возникающих в связи с созданием, внедрением и использованием цифровых технологий в различных сферах общественной жизни.
Новейшие «сквозные» цифровые технологии, такие как блокчейн, искусственный интеллект, большие данные и др., оказывают существенное влияние на традиционные социальные институты, трансформируя их. Для реализации революционного потенциала цифровых технологий в целях устойчивого развития общества необходимо создание соответствующих правовых условий. Инноваторы, внедряющие новые цифровые технологии, нуждаются в правовой определенности, которая не ограничивается рамками одного государства. Экстерриториальный характер цифровых активов, создаваемых с использованием цифровых технологий, требует международных усилий по созданию единого правового пространства.
Деятельность ЦПИЦТ направлена на создание вдохновляющей и интерактивной среды для исследователей в области права из разных стран мира для сотрудничества и совместного творчества.
ЗАДАЧИ ЦПИЦТ
НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Исследование, проведенное в рамках реализации проекта, подтвердило выдвинутую гипотезу о сохранении роли права как универсального социального регулятора в условиях цифровой экономики. Внедрение цифровых технологий в экономику страны не только способствует экономическому росту, но и создает существенные риски. Для всеобъемлющей защиты прав и интересов участников экономических отношений необходимо строгое следование принципу верховенства закона при регулировании отношений с использованием цифровых технологий. Анализ законодательства России и Китая позволил выявить существенные отличия двух стран в подходах к правовому регулированию цифровой экономики, в частности, при определении приоритетных направлений такого регулирования. Как показало проведенное исследование, наиболее актуальными направлениями правового регулирования цифровой экономики являются следующие: электронная коммерция, финансовые инновации, защита данных, использование искусственного интеллекта. Китай основное внимание уделяет развитию правовой базы электронной коммерции, правовой защите данных, а также законодательному регулированию генеративного искусственного интеллекта. Россией была создана первая в мире правовая база для цифрового рубля, развивается законодательство о персональных данных, разрабатывается законопроект в области электронной коммерции. К наиболее значимым научным результатам, полученным в ходе реализации проекта, можно отнести следующие: Сравнение китайской политики с российской инициативой по введению новых экспериментальных режимов для внешней онлайн-торговли позволило сделать вывод, что оба государства могли бы сотрудничать путем создания совместного механизма продвижения трансграничной электронной коммерции.
Следует развивать в практическом русле положения Меморандума «О взаимопонимании по сотрудничеству в области электронной коммерции» между Министерством коммерции КНР и Министерством экономического развития РФ. В настоящее время координация осуществляется лишь в одну сторону – ввоза китайских товаров в РФ. Представляется, что и с российской стороны должны быть организованы аналогичные зоны трансграничной электронной коммерции.
Опыт участия Китая в проекте mBridge по эгидой Банка международных расчетов показал, что цифровой юань, позиционируемый как розничная цифровая валюта центрального банка, может использоваться и для оптовых трансграничных расчетов. Исходя из этого, можно сделать вывод о возможности использования цифрового рубля в оптовых трансграничных платежах с дружественными странами, прежде всего, странами БРИКС.
Китайская модель «управляемой анонимности», реализованная при внедрении цифрового юаня, в большей степени отвечает потребностям и интересам граждан, чем модель «полной транспарентности», используемой в отношении цифрового рубля. Установлено сходство позиций России и Китая в отношении Больших данных как основного стратегического ресурса, который позволяет странам активно осуществлять стратегическое взаимодействие.
Изучение опыта Китая в сфере правового регулирования рекомендательных алгоритмов цифровых платформ позволило выделить такое право пользователя платформы как право на отказ от рекомендаций. Научные результаты получили апробацию в 26 докладах участников проекта на всероссийских и международных конференциях, которые состоялись в России и в Китае.
Участниками проекта было опубликовано 20 статей, в том числе, 3 в изданиях, индексируемых международными базами цитирования WoS/Scopus; 2 в изданиях, индексируемых RSCI; 9 в изданиях из Перечня ВАК. С китайскими участниками было опубликовано 5 статей, а также сборник статей по совместной конференции. Итогом совместных исследований стала подготовленная к опубликованию монография «Законодательное регулирование цифровой экономики: опыт России и Китая» под редакцией д.ю.н., профессора РАН Санниковой Л.В. и к.ю.н., доцента Алексеенко А.П., которая представляет собой первое в российской юридической литературе сравнительно-правовое исследование регулирования цифровой экономики в России и Китае.
Политические боты стали важным инструментом политтехнологов. Во всех важнейших электоральных процессах по всеми миру было зафиксировано активное использование чат-ботов в социальных сетях. При этом исследователи выявили негативное влияние таких ботов на политические процессы. Деструктивный характер политических ботов заключается в том, что они являются цифровыми инструментами манипулирования общественным сознанием. В связи с этим возникает необходимость в установлении правовых рамок и границ для использования таких систем искусственного интеллекта в социо-политических коммуникациях. На основе анализа опыта зарубежных стран обоснована необходимость законодательного закрепления принципа прозрачности систем искусственного интеллекта, что позволит обязать разработчиков и владельцев таких систем маркировать их. Информирование пользователей о том, что они взаимодействует с системой искусственного интеллекта, позволит снизить риск манипулирования общественным сознанием
Реализация научного проекта позволила разработать концептуальные основы правового регулирования отношений с использованием технологий распределенных реестров (далее – ТРР) в финансовой и корпоративной сферах, а также в сфере интеллектуальной собственности.
Научная новизна исследования обусловлена междисциплинарным подходом, обеспечивающим изучение новых социально-экономических и правовых явлений, возникающих в результате использования ТРР, прежде всего, блокчейна, в единстве их технологической, экономической и правовой сущности.
К наиболее значимым научным результатам, полученным в ходе реализации проекта, можно отнести следующие: Впервые сформирована научно-обоснованная правовая типология криптоактивов, охватывающая большинство существующих видов криптоактивов (более 30). Такой подход позволил выделить правовые признаки и свойства криптоактивов, имеющих существенное значение для правового регулирования. Впервые были выявлены и теоретически обоснованы свойства криптоактивов, имеющие значение для правового регулирования: эмержентность и флуидити. Анализ процесса легализации криптоактивов, происходящий в различных странах мира, позволил выделить и теоретически обосновать модели правового регулирования криптоактивов (адаптационная, фрагментарная, экспериментальная, инновационная).
Разработан принципиально новый подход к защите ценной информации в открытом информационном пространстве с использованием архитектуры распределенного реестра. Описаны технологии распределенных реестров с точки зрения их применимости для решения задач информационной безопасности. Предложено использование баз данных на основе технологий распределенных реестров для отслеживания доступа пользователей к цифровому профилю или иной информационной базе. Такое решение позволит определить потенциального нарушителя и собрать при необходимости доказательную базу для обвинения.
На основе анализа цифровых решений на основе блокчейна в области «зеленой» энергетики (кошелек зеленых активов, цифровые зеленые облигации и др.) обосновано использование блокчейна для верификации «зеленых» проектов в области устойчивого финансирования. Такой подход позволит обеспечить доверие инвесторов к «зеленым» инструментам, снизить расходы на их выпуск и снизить риски «гринвошинга».
Исследованы перспективы цифровой трансформации корпоративного управления. Впервые на теоретическом уровне была обоснована целесообразность применения блокчейн-технологии в области корпоративного контроля и аудита. Выявлен экономический эффект токенизации интеллектуальных прав путем обращения NFT, который заключается в возможности обеспечить финансирование творческих индустрий. В токенизации интеллектуальной собственности проявляются две основные функции блокчейна: возможность удостоверять происхождение предмета искусства или интеллектуального права и подтверждать его при транзакциях. Такой подход позволяет создать надежную систему управления цифровыми объектами искусства.
Научные результаты получили апробацию на 36 научных мероприятиях, в том числе, в ведущих университетах мира (Юридическом факультете Университета Париж 1 Пантеон-Сорбонна, Институте информационного, телекоммуникационного и медиаправа Вестфальского университета, на площадке Женевского и Цюрихского университетов). Участниками проекта было подготовлено 44 научные публикации, в том числе более 5 публикаций в изданиях, индексируемых в WoS и Scopus. На основе проведенного исследования по заданию Министерства науки высшего образования РФ подготовлены материалы для представления национального вклада по внедрению и широкому применению блокчейна на очередной 24-й сессии Комиссии ООН по науке и технике в целях развития (май 2021г.).
Санникова Лариса Владимировна
доктор юридических наук, профессор, профессор Российской академии наук, автор более 140 научных работ по вопросам гражданского, банковского и цифрового права. Ее исследования проблем правового регулирования новых цифровых активов на финансовых рынках (криптоактивов, цифровых финансовых активов, цифровых валют центральных банков и др.) создают теоретическую основу для развития нового научного направления – права цифровых финансов.
Эксперт Российского научного фонда (РНФ). Обладает опытом руководства научными проектами, поддержанными РНФ и РФФИ.
Является членом Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации. В качестве члена рабочей группы при Верховном Суде РФ участвовала в подготовке постановлений Пленума Верховного Суда РФ по применению положений Гражданского кодекса РФ: («О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» №25 от 23 июня 2015г.; «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» №7 от 24 марта 2016г.; «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» №54 от 22 ноября 2016г. и др.).
Выпускник образовательной программы для руководителей научных организаций и образовательных организаций высшего образования «Лидеры научно-технологического прорыва» (МШУ Сколково, 16.09.2019-18.09.2020)
Кабир Людмила Сергеевна
доктор экономических наук, профессор, профессор РАН, автор более 160 научных работ по вопросам совместимости проводимой финансовой политики и существующей модели экономического развития страны в современных условиях, характеризующихся в том числе ослаблением национальных государственных институтов и повышением сложности участия в международном сотрудничестве в рамках финансовой деятельности.
Эксперт РАН и эксперт научно-технической сферы (Министерство науки и высшего образования Российской Федерации/ ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ). Является членом научного совета РАН «Науки о жизни»; членом научно-экспертного совета при Комитете Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера; членом Комитета по рэнкингам ИНФРАГРИН
Руководитель АНО НС «Устойчивое развитие»
Член редакционных коллегий журналов «Финансовый журнал» и «Ученые записки Международного Банковского Института».
Раков Иван Дмитриевич
кандидат экономических наук, автор более 40 научных работ по теме устойчивого развития и трансграничного перемещения финансового капитала
Успенский Михаил Алексеевич
управляющий агентства Parallax.moscow (@parallax_news), аспирант Юридического факультета ГАУГН.
Заместитель председателя Общественного совета УФНС России по Москве, а также заместитель председателя Палаты налоговых консультантов
Является членом Экспертного совета Рабочей группы «По вопросу законодательного регулирования криптовалют» при Государственной думе Российской Федерации. Член цифровой комиссии Ассоциации юристов России.
Спикер круглых столов Банка России по DeFi, ТБДБ, токенизации RWA
Терещенко Игорь Александрович
Терещенко И.А., управляющий партнер юридической компании «Инноправо» (@inno_pravo), исполнительный директор НОЦ «Информационное и цифровое право» Юридического факультета МГУ (@info_cifra_pravo), аспирант Юридического факультета ГАУГН.
Является членом рабочей группы по рынку данных и Экспертного совета при АНО «Цифровая экономика».
Обладает опытом руководства проектами в 7 экспертно-аналитических работах по заказу Аппарата Государственной Думы СФ РФ в 2019-2023 гг., в том числе по теме: «Анализ зарубежного опыта правового регулирования обработки биометрических персональных данных, выработка практических рекомендаций по совершенствованию законодательства Российской Федерации»
Лауреат премии мэра Москвы «Лидеры цифровой трансформации» за разработку умного цифрового помощника для предпринимателей
Принимал участие в качестве эксперта в международной рабочей группе по написанию первого в мере Цифрового кодекса, Республика Кыргызстан. Разделы по идентификации, цифровому здоровью, цифровым сервисам
Бирюков Алексей Сергеевич
исследователь правового регулирования токенизации активов, аспирант Юридического факультета ГАУГН.
ПУБЛИКАЦИИ
УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИЯХ: