Заместитель декана восточного факультета ГАУГН Евгения Кузнецова
Евгения Викторовна, почему, на Ваш взгляд, у абитуриентов с каждым годом растет интерес к программе «Востоковедение»?
Евгения: действительно, сегодня востоковедение, как направление обучение, становится все более востребованным среди молодежи. Одной из главных причин такого повышенного интереса служат события, происходящие сегодня в странах Востока. И тот «поворот на Восток», который происходит в мире и о котором говорил наш Президент, не может не оказывать влияние на выбор молодежи. Если раньше Восток привлекал молодёжь своей романтикой, экзотикой и необычной культурой, то сегодня выбор мотивирован более серьёзными причинами. С одной стороны, на Восток смещаются центры мировой экономики и политики, с другой именно Восток становится источником ключевых вызовов современности. На Востоке расположены и самые динамичные, и самые проблемные регионы сегодняшнего мира.
Чем восточный факультет ГАУГН отличается от других учреждений образования подобного профиля?
Е.: Сейчас на востоковедении начинает специализироваться довольно много вузов. Помимо классических центров (ИСАА МГУ, восточный факультет СПбГУ), востоковедение появилось в ВШЭ и МГИМО, и везде есть свои особенности. Особенность же восточного факультета ГАУГН связана с общей спецификой ГАУГН как Университета, созданного под крылом Российской академии наук, а также с тем, что мы готовим именно востоковедов. Не политологов или международников со знанием восточного языка, не переводчиков с начальными знаниями лингвострановедения, а именно востоковедов. Таким образом, на уровне бакалавриата мы стремимся дать хорошее знание языка и глубокую классическую историко-филологическую подготовку по изучаемому региону или стране. На уровне магистратуры ориентируемся уже на более точечную специализацию, прежде всего, связанную с подготовкой экспертов-аналитиков. Тесное сотрудничество с Институтом востоковедения РАН, где ведутся как фундаментальные, так и прикладные исследования, и небольшое количество студентов позволяет нам вовлекать желающих с самой ранней поры в академическую и научную деятельность, привлекать к реализации конкретных исследовательских проектов. Ни в одном другом вузе этого не делается.
Чем востоковедение отличается от лингвистики? Если человек хочет быть лингвистом-переводчиком, стоит ли ему идти на востоковедение?
Е.: Востоковед это, безусловно, человек, который хорошо знает хотя бы один из восточных языков. Однако знание языка для востоковеда это обязательное, но недостаточное условие.
Кто такой востоковед? Это историк и экономист, этнолог и этнопсихолог, а также культуролог, искусствовед, философ, социолог. Востоковед должен знать не только восточный язык, но и историю изучаемой страны или региона, цивилизационные особенности, специфику современной ситуации. Однако если абитуриент хочет быть именно переводчиком, у нас очень большой объем часов отведен именно на язык, что позволяет по окончании работать и в переводческой сфере. Стоит отметить тот факт, что быть переводчиком восточного языка невозможно без дополнительной страноведческой подготовки, которая позволяет лучше понять систему языка и ментальность его носителя.
Как и когда происходит выбор языка студентом?
Е.: Абитуриент выбирает язык самостоятельно, что кстати выгодно отличает наш факультет от многих других восточных факультетов. Когда будущий студент приходит подавать документы в приёмную комиссию, он в заявлении может указать один язык или несколько, если он еще не определился. После выхода приказа на зачисление в первый день обучения студент уже должен определиться с выбором, но мы оставляем возможность в течение месяца поменять язык по желанию обучающегося.
Какой самый популярный язык на факультете?
Е.: Традиционно самыми популярными языками были арабский и китайский. Сейчас ситуация изменилась, и желающих поступить изучать японский и корейский становится всё больше и больше.
Получают ли студенты практический опыт? Проходят ли они стажировки?
Е.: Каждый из наших студентов может участвовать во множестве научно-практических конференций, круглых столах, семинарах не только на правах слушателей, но участников. Наши студенты посещают различные отделы, лаборатории и центры Института востоковедения РАН, под руководством ученых занимаются научно-исследовательской работой, учебной и производственной практикой. На факультете реализуются интересные студенческие проекты, можно участвовать в международных грантах, печататься в журнале «Восточный курьер», который мы начинаем выпускать, и других научных изданиях. Возможны стажировки в вузах стран изучаемых регионов. Началась реализация Программы двух дипломов совместно с японским университетом Киби.
Оказывается ли помощь в трудоустройстве выпускникам?
Е.: Круг востоковедов очень узок, а специалисты с восточным языком на вес золота и нужны всегда. И если студент зарекомендует себя во время учебы как старательный и ответственный специалист, то сами преподаватели рекомендуют их на различные должности. И бывает такое, что на выпуске у нас нет ни одного еще не трудоустроенного выпускника. Получается так, что у нас нет необходимости оказывать эту помощь. А сфера деятельности наших выпускников очень широка: преподавательская и экономическая деятельность, политика и дипломатия, бизнес и искусствоведение, история и журналистика, наука.
Благодарим Евгению Кузнецову за беседу!
В 2019 году на восточном факультете ГАУГН по профилю «Востоковедение» выделено следующее количество бюджетных мест: 12 в бакалавриате и 5 в магистратуре. Прием документов для участия в конкурсе проходит по 26 июля 2019 г. (включительно). Открыта подача документов онлайн.