17.07.2025

Археология XXI века: как прошлое формирует будущее

ГАУГН представляет интервью с руководителем кафедры археологии Исторического факультета ГАУГН, директором Института археологии и академиком РАН Николаем Андреевичем Макаровым. В разговоре — ответы на вопросы, которые волнуют каждого, кто интересуется историей: может ли археология быть «профессией будущего»? Как цифровые технологии меняют науку о прошлом? И почему именно гуманитарные знания становятся основой для понимания современности?

Почему, на Ваш взгляд, гуманитарные науки остаются столь важными даже в эпоху цифровых технологий и технических инноваций?

Николай Макаров: Гуманитарные науки изучают человека и общество, а история, поскольку это гуманитарная наука, рассматривает человека и общество во времени. Использование цифровых и естественнонаучных технологий не может изменить саму гуманитарную природу исторического знания. Именно в его рамках возникает понимание общего хода движения истории, содержании крупных исторических явлений и причинно-следственных связях между этими явлениями, характера конфликтов, которые возникали в процессе исторических событий, и, что особенно важно – эти исследовательские задачи решаются при использовании собственных методических инструментов, подходов, которые используются уже давно и проверены временем.

Конечно, современные технологии позволяют получить много новой информации о прошлом, как историкам, так и археологам. Круг источников, которые мы можем привлекать к работе, заметно расширился, источники стали доступнее. Многие документы оцифрованы и размещены в интернете, а современные информационные системы позволяют оперировать большими массивами первичных данных. Появилось множество новых методов, благодаря которым ученые могут извлекать исторические данные из тех материалов, которые раньше не рассматривались как источник информации.

Например, возможно точно установить происхождение металлов, из которых изготавливались древние и средневековые украшения и понять, благодаря каким историческим процессам они попали в ту или иную местность. Анализ изотопов стронция, содержащихся в костной ткани давно умерших людей, дает возможность идентифицировать местных уроженцев и переселенцев, а это, в свою очередь позволяет определить территории, откуда происходила миграция в тот или иной исторический период. Благодаря технологии 3D-сканирования мы можем сохранить в цифровом виде разнообразные археологические объекты, которые физически не могут быть сохранены как целостные комплексы. Но все эти методы выступают лишь дополнительным инструментом для решения глобальных историковедческих задач.

Государственная премия присуждается за весомый вклад в науку. Какой проект или исследование стал для Вас особенным и повлиял на вашу дальнейшую работу?

Николай Макаров: Археология занимается изучением разных эпох и культур, но Древняя Русь – одна из центральных тем наших исследований. Изучая материалы древнерусских памятников, мы наблюдаем, как зарождалось Древнерусское государство. Мы видим, что начало русской истории складывается как созидательный процесс: это освоение огромных пространств, строительство городов, создание уникальной культуры.

Одним их таких регионов, наглядно демонстрирующим, как складывалась древнерусская государственность, стало Суздальское Ополье. Мы исследуем памятники этого региона уже более 20 лет и получили результаты, важные для понимания исторической ситуации X­–XI веков. Они отражают становление Северо-Восточной Руси, облик ее социальной элиты. Наши работы дали возможность проследить, как эта территория стала основным очагом древнерусского расселения в Северо-Восточной Руси и опорой для формирования княжеской власти. Мы смогли исследовать раскопками погребения древнерусской знати эпохи Ярослава Мудрого и его преемников, нашли более 400 поселений, в числе которых есть и такие, где жизнь не прекращалась от домонгольского времени до наших дней. В наших планах – продолжение раскопок, дальнейшее изучение и осмысление новых материалов.

В чём особенность археологической науки XXI века? Насколько современные технологии влияют на проведение раскопок и интерпретацию результатов?

Николай Макаров:Самая главная особенность современной археологии – это появление огромного массива новых материалов. В Росси мы получаем их благодаря зафиксированному в нашем законодательстве ответственному отношению к сохранению наследия, обязывающему проводить археологические исследования перед реализацией строительных проектов. Теперь в ходе спасательных раскопок в руки ученых попадает огромное количество материала – всего того, что раньше ушло бы под котлован безвозвратно.

Накоплению новых археологических данных способствуют и современные технологии, которые сопровождают как процесс раскопок, так и дальнейшую работу с материалом. Например, в ходе раскопок мы используем металлодетекторы для поиска и сбора мелких предметов, которые раньше при раскопках оставались в отвалах. Методы геофизической разведки и ГИС-технологий позволили нам обнаружить в полях Суздальского Ополья курганные могильники X-XI веков с полностью утраченными насыпями, абсолютно невидимые в современном ландшафте.

Огромный массив археологических данных, в основу которого легли как исследования последних лет, так и архивные материалы, стал основой для информационной системы «Археологические памятники России». Археологическая электронная карта, созданная в Институте археологии, позволяет свести разрозненные материалы в широкую историческую картину, систематизировать данные, распределить сведения об археологических памятниках во времени и пространстве.

Возможности современных естественнонаучных методов серьезно расширили возможности изучения палеогенетических материалов. Сейчас консорциум, в который, кроме Института археологии РАН, входят Университет Сириус, ФИЦ «Биотехнология», Музей антропологии, работает над масштабным проектом – изучением генофонда древнего населения Русской равнины от каменного века до средневековой Руси.

Сегодня многие молодые специалисты выбирают технические специальности. Какие аргументы Вы бы привели, чтобы привлечь молодёжь к изучению гуманитарных дисциплин, и в частности археологии?

Николай Макаров:Историческая память – важнейшая основа современного развития цивилизации. Сведения о довольно большой части области знаний – бесписьменной истории человечества можно лишь благодаря изучению прошлого по вещественным источникам, то есть археологическими методами, призвана древняя отрасль исторической науки – археология. Она является беспристрастным источником знаний: если археолог находит остатки строений, поселений или погребения, то изменить это факт невозможно. Сегодня археология переживает второе рождение благодаря новым естественнонаучным методам исследований, которые пришли в эту сферу, и огромному количеству новых материалов, появившимся в результате спасательных раскопок перед строительством дорог и сооружений. Но самое главное – археология и история напрямую связаны с изучением культурного наследия России, которое во все времена остается источником самоидентификации нации.

Как, по Вашему мнению, изучение истории и археологии помогает современному обществу решать актуальные проблемы настоящего и формировать представления о будущем?

Николай Макаров: Будущее формируется в настоящем, а оно, в свою очередь, всегда опирается на прошлое. Знание исторических процессов позволяет учесть опыт, избежать ошибок и,таким образом, спрогнозировать, по каким моделям может развиваться и строиться будущее. При этом материальные следы прошлого, Средневековой Руси находятся очень близко, надо только приглядеться. Селища, курганы, культурный слой древнерусских городов – все это буквально лежит у нас под ногами.

Живое общение с прошлым позволяет получить ответы на вопросы, которые так и или иначе задает себе каждый человек: кто мы? какие духовные ценности завещали нам наши предки, и что из них позволило им выжить, развить свою культуру? Почему наша история развивалась так, а не иначе? Археология дает возможность прикоснуться к прошлому в буквальном смысле этого слова, найти ответы на многие их этих вопросов. Изучая прошлое, исследуя отдельные памятники, со временем можно увидеть, как из небольших деталей складываются большие исторические картины, позволяющие увидеть, на какой основе строилось древнерусское государство, как оно осваивало новые территории, и эти знания помогают сформировать ответы на многие вызовы современности.

Фотоматериал: пресс-служба ГАУГН


Читать также