14.03.2018

ГАУГН в лицах. Данила Сергеевич Руцкой

Сегодня мы поговорили с преподавателем английского языка на ФМП ГАУГН Данилой Сергеевичем Руцким.

- Какие курсы вы ведете?

Д.С.: Сейчас на факультете мировой политики я веду занятия у трех курсов: третьего курса бакалавриата и обоих курсов магистратуры. У бакалавров я веду литературу и историю США (официально это один курс, лингвострановедение, но цели и методы у этих двух частей весьма различны), практику устной и письменной речи (то есть то, что обычно люди подразумевают под предметом «английский язык»). Что касается магистров, то официально у них занятия посвящены в основном аудированию. Вместе слушаем и смотрим сюжеты на интересующие нас темы: мировая политика, геополитика (то есть влияние географии на принятие политических решений, многими этот термин неверно трактуется как синоним «мировой политики»), языки (английский и не только). Да и просто иногда бывает интересно узнать что-нибудь об окружающем мире от какого-нибудь эрудированного носителя английского, даже если сказанное им не имеет прямого отношения к политической сфере. Как приятное дополнение стараюсь давать магистрам разного рода узконаправленные и редко подробно изучаемые грамматические темы типа инверсии в утвердительных предложениях. Без подобных деталей грамотно говорить по-английски все равно возможно, но их знание и использование добавляет вам веса в глазах собеседников-носителей языка, я проверял.

- Как заинтересовать и мотивировать студента (основываясь на вашем опыте)?

Д.С.: Ну, тут вопрос интересный, конечно. В университет, по идее, никто идти не принуждает - соответственно, если человеку не хочется заниматься, то его в университетских стенах ничто и не удержит. Ну и если студент занимается из-под палки (потому что иначе армия, потому что мама заставляет, потому что на работу без диплома не возьмут…), то, как ты перед ним ни прыгай и ни пляши, заинтересовать его будет практически невозможно.

С другой стороны, если у студента интерес к предмету (в нашем случае - английскому языку) есть, то я только рад буду всячески его поддерживать и развивать. В свое время лично меня, например, очень радовало, что английский язык - и это довольно очевидно на самом деле - пригодится не только для учебы и работы, но и для развлечений тоже. Сначала ты как следует работаешь на парах, а потом благодаря этому не напрягаясь смотришь «Игру Престолов» или играешь в "Mass Effect" в оригинале - чем не радость?

- Какие самые частые ошибки, которые допускают преподаватели в работе со студентами?

Д.С.: Не думаю, что я могу судить о деятельности всех преподавателей. Потому, хотя бы, что чтение лекций и языковые занятия довольно сильно отличаются друг от друга. Но вот о своем опыте и собственных ошибках я вполне могу кое-что сказать.

Говорят, что на войне ни в коем случае нельзя недооценивать своего противника. Студентов я своими противниками не считаю, но здесь действует тот же принцип: не стоит думать, что они глупее, просто потому что младше. Только-только придя в университет в качестве преподавателя, я все еще придерживался (совершенно ошибочного!) мнения, что где-то после 1992 года умные люди в России перестали рождаться в принципе. Ну вот думал я так: они же младше, жизненного опыта у меня больше - откуда у них там взяться умным мыслям и логичным суждениям? А вот поди ж ты, откуда-то из года в год берутся.

Поначалу очень хочется всем показать, как здорово ты знаешь свой предмет. В моем случае это «пусть видят, как классно я по-английски говорю и сколько умных слов знаю». Положим, у тебя получится впечатлить студентов своими знаниями  хорошо, а дальше-то что? Цель же не показать всем, какой ты молодец, а передать хотя бы часть своих знаний и навыков тем, кто пришел к тебе чему-то научиться. Поэтому ни в коем случае нельзя об этом забывать и превращать пары в театр одного актера, в котором право говорить дано только тебе. Обязательно надо уметь слушать и слышать учащихся, без этого никакой разумный диалог и передача знаний и опыта невозможны.

-  Расскажите о ваших хобби.

Д.С.: Хобби у меня самые незамысловатые и довольно предсказуемые для человека моего опыта и профессии. Люблю языки и очень сожалею, что до сих пор свободно говорю только на двух. Люблю историю и поэтому очень рад, что на курсе по истории США, который я веду на английском, два моих хобби можно совмещать. А в прошлом году еще пристрастился к бегу - звезд с неба в этом деле не хватаю и рекордов не ставлю, но регулярно бегать у меня получалось даже в январе. Надеюсь, это говорит о том, что к моим годам хоть какая-то сила воли у меня выработалась-таки.

- За что вы любите ГАУГН?

Д.С.: За людей: и тех, кто там учится, и тех, кто там работает. Часто говорят, что большое преимущество ГАУГН вообще и нашего факультета в частности - это своего рода камерность, ведь курсы у нас совсем небольшие. Благодаря такой вот обстановке складывается почти индивидуальное общение с каждым из студентов, что очень помогает при налаживании с ними контактов на занятиях.

- Что бы вы хотели улучшить в ГАУГН, или каким вы его видите в будущем?

Д.С.: Нам очень нужно больше техники. Ну серьезно, здорово, конечно, таскать с собой ноутбук на каждое занятие и показывать на нем интересные видео, но разве не лучше ли было бы иметь для тех же целей обычный компьютер и проектор, а?

А вообще я бы очень хотел, чтобы ГАУГН постепенно развивался как университет. Оксфорд и Гарвард тоже ведь не сразу стали мировыми центрами научной мысли - людям пришлось долго и упорно работать, чтобы наработать себе репутацию, создать научные школы, породить различные традиции. Отчего-то я думаю, что у ГАУГН в этом смысле тоже есть потенциал (а уж реализуем мы его или нет - покажет время), так что главное - не лениться и продолжать совершенствоваться.


Читать также