30.09.2020

Стартовал новый сезон обучающего проекта-игры Дума патриотов

Четыре года подряд на факультете политологии ГАУГН проходит учебная игра Дума патриотов. Студенты разыгрывают полноценную предвыборную кампанию, продвигая свой образ патриота. Тут есть все: штабы кандидатов, ЦИК, собственные СМИ, социологическое агентство и, конечно, финальное голосование. Разбираемся, как устроен учебный и одновременно игровой процесс, в чем залог победы. Беседуем с заместителем декана факультета политологии Маргаритой Сухановой и руководителем проекта «Дума патриотов» Оксаной Феоктистовой.

Что такое Дума патриотов?

Оксана Феоктистова: «Дума патриотов», в первую очередь, учебный проект. Наша задача дать будущим политтехнологам практические навыки ведения политической кампании. Преподавание в ГАУГН традиционно нацелено на формирование фундаментальной теоретической базы. К третьему курсу студенты накапливают определенный багаж знаний, и возникает вопрос, как это все применить. Именно тогда мы вводим практико-ориентированный курс. Участие в игре оценивается преподавателями: за пройденные этапы ставят оценки, за проекты - зачеты. Кроме этого, по ходу проекта студенты посещают мастер-классы и лекции.

Маргарита Суханова: Участвуют в «Думе патриотов» начиная с третьего курса в рамках дисциплины «Политические технологии», в которую включено изучение избирательных технологий. Студенты разрабатывают образ собственных кандидатов в патриоты, регистрируют и затем занимаются их продвижением. Кандидатом не может быть реальное лицо, только исторический персонаж или герой какого-либо произведения. Тот же третий курс создает социологическое агентство, чтобы провести два социологических исследования и два экзитпола. Один опрос проводят перед началом игры. Его цель - узнать востребованность образа патриота среди студентов ГАУГН, понять какого кандидата захотят избрать. Второй - в течение кампании, чтобы выяснить рейтинг конкурентов и своих кандидатов. Студенты могут понять на практике, как меняется общественное мнение и как его можно измерить. Четвертый курс, изучая «Социальные, политические и корпоративные коммуникации», создает вокруг игры собственное медиапространство. Студенты первого курса магистратуры, опираясь на теорию курса «Правовые основы и технологии», берут на себя функцию ЦИК.

Как появилась идея проекта?

О.Ф.: Я начала разрабатывать этот проект еще в Сыктывкаре, работая в Республиканской академии государственной службы и управления. В 2016 году меня пригласили в ГАУГН, где проект получил дальнейшее развитие. Удалось внедрить игру в учебный процесс, задействовать в ней несколько курсов и вывести на межвузовский уровень. Кроме факультета политологии, от Университета участвует философский факультет ГАУГН.

Почему была выбрана именно тема патриотизма?

О.Ф.: Во-первых, чтобы увлечь, игра должна вызывать эмоции, а патриотизм  яркое чувство, цепляющее почти любого. А во-вторых, проблема понимания патриотизма интересна с точки зрения политических технологий. Ведь весомый вклад в выборе играют испытываемые нами чувства. В-третьих, патриотизм - идеологическая основа любого государства. Мы то, что вкладываем в патриотизм. Нужно иметь внутренний стержень, а игра помогает определить свою позицию. Есть, однако, нюанс, который отдаляет нашу игру от жизни. В реальности, когда политтехнолога приглашают в штат политика, у него есть выбор: согласиться или отказаться. Люди вынуждены выбирать кандидата из уже имеющихся, а не создавать, как в «Думе патриотов».

Как проходит Дума патриотов?

М.С.: В течение семестра студенты проходят весь цикл: от регистрации кандидатов до выборов. Игра начинается с формирования штабов и разработки образа патриота. Затем оформляют подписные листы и собирают подписи. Документы на кандидатов сдают в избирательную комиссию. Все документы, даже паспорта, участники делают самостоятельно. В рамках предвыборной кампании ведут активную агитацию: выпускают листовки, плакаты, видеоролики.

О.Ф.: Студенты магистратуры, отвечающие за деятельность избирательной комиссии, проверяют документы, регистрируют участников и обеспечивают дальнейшую юридическую поддержку.

М.С.: В то же время в Думе патриотов остается соревновательная составляющая. Со временем игра становится напряженной. Сначала студенты могут быть незаинтересованными. Задания кажутся им трудными - успевать учиться и разрабатывать проекты непросто, но потом они увлекаются. Проигравшие болезненно переживают неудачу.

Чем запомнились выборы патриота в сезоне 2019 года?

О.Ф.: Выиграла команда Святослава Иванова со слоганом «Патриоты всех стран объединяйтесь!». Она смогла обойти две сильные команды: Петра I со слоганом «Всенародное ничто перед человеческим!» и Петра Нового «Дерзай быть патриотом!». Обошли Тимура Амурова «Любовь к Отечеству - из любви к человечеству!» и Михаила Ломоносова «Прошел путь от Архангельска до Москвы - готов пройти от России до России будущего!». В качестве исключения участвовали студенты второго курса, то есть они присоединились на год раньше. На этапе подготовки у них возникли организационные трудности, но команда смогла собраться. Они присоединились уже на стадии предвыборной агитации, но именно им и досталась победа. Дума патриотов - это серьезный опыт командной работы.

М.С.: Достаточно примеров, когда в начальников штаба выбирают звездных студентов, отличников, но они не справляются. Организовать себя и объединить группу людей - это две разные задачи. Необходимы управленческие навыки. Святослава Иванова выбрали дважды: профессиональное жюри и зрители. Такая ситуация случается впервые! Кстати в жюри присутствуют реальные члены ЦИК.

Что нужно, чтобы выиграть в Думе патриотов?

О.Ф.: Есть два залога победы. Оба равноценные. Первый - умение выбрать правильный образ, который понравится избирателям, а не лично мне. Персонаж должен быть понятен, потенциально объясним и попадать в архетипы востребованных патриотов. Показателен пример кандидата Ивана Дурака со слоганом «На таких Иванах вся страна и держится». Никто не хотел ставить подписи в его поддержку. Особенно возмущались некоторые преподаватели: Как он может быть героем? Студенты смогли переломить это предубеждение. Иван-дурак победил, обойдя Илью Муромца. Это показатель навыков политтехнологической работы. Второй залог - умение организовать себя и коллектив. Какой бы прекрасный образ ни был, если нет штаба, нет четкой постановки задач и выполнения команд, то ничего не получится.

М.С.: Добавлю цельность к необходимым характеристикам образа патриота. Кандидата представляет штаб, а не один конкретный человек. При этом все действия должны быть подчинены заявленному персонажу. Электорат сразу почувствует фальшь, что-то выбивающееся из образа.

С какими трудностями сталкиваются студенты на Думе патриотов?

О.Ф.: Обычно на работе люди имеют должностные инструкции, определенного должностью руководителя. Они точно понимают, в каких отношениях находятся. В университете студенты общаются на равных, могут вместе жить в общежитии, дружить. Вчерашний товарищ становится в игре начальником. Ему приходится давать указания, устанавливать сроки и нормы. Предстоит научиться налаживать структурные деловые отношения и отличать их от дружественных и партнерских.

М.С.: Руководитель штаба должен уметь вдохновить свою команду, когда нужно потребовать, проконтролировать. При этом не забывать прислушиваться к коллективу. Важно стараться не делать все самому, а делегировать задачи. Кроме этого Дума патриотов - это опыт публичных выступлений. Предвыборные дебаты проходят жестко: вопросы, нападки. Серьезное противостояние развернулось в позапрошлом году между кандидатом Штирлицом и поручиком Ржевским. Последний пришел в костюме и удачно попадал в роль, но победил Штирлиц. На дебатах с неподготовленными вопросами он быстро ориентировался и находил аргументы.

Можно ли информацию, собранную в ходе игр, использовать в научных работах?

О.Ф.: Для студентов большинство проектов засчитывается в рамках промежуточного контроля, но в позапрошлом году одна из студенток успешно защитила курсовую. С точки зрения преподавателей, это материал для обмена педагогическим опытом. Я в соавторстве с Ильясом Ермолаевым из МГИКа написала статью «Опыт практикоориентированного учебного курса «Я - выбираю»». Интересно, что удалось выделить архетипы двух наиболее популярных образов, всегда выходящих в финал. Это - «жизнь и работа на благо страны» (Копатыч «Время вскопать политическое поле!») и «защитник» (Илья Муромец).
Прослеживается динамика изменения образов выдвигаемых патриотов. Так в 2017 году после волн акций, подержанных молодежью, были выдвинуты кандидаты, ассоциировавшиеся с борцами за справедливость и правду (Данила Багров, кинофильм «Брат»). В 2018 году, как реакция на президентские выборы, появились женские образы: Екатерины Тихомировой и Маргариты (Булгаков «Мастер и Маргарита»).

Теперь посмотрим на процесс игры со стороны участников. О своем опыте расскажет Михаил Белов, студент третьего курса факультета политологии и участник игры прошлого года:

Михаил Белов: Временами игра была серьезной, но больше веселой. Особенно, когда делали ролики с юмористическим подтекстом, продумывали тактику. Чувствовалось, что проект студенческий. Некоторые студенты говорят, что на реальную работу не похоже. У меня были моменты, когда казалось, что кандидат настоящий. Особенно на этапе подачи документов, когда делали паспорт, подбирали портрет. Действительно, персонаж приобретал свою личность и мог заговорить. Мое представление о патриотизме за время игры изменилось. До игры я думал о нем, как о чем-то возвышенном, а после стал мыслить более реалистично. Патриотизм - инструмент для достижения политических целей. Самым запоминающимся моментом, кульминацией был финал: дебаты и голосование.
Новости предвыборной кампании этого года будут публиковаться на страничках ГАУГН, а предвыборные дебаты можно будет увидеть на трансляции в прямом эфире.

Автор: Таисия Петровичева


Читать также