11.08.2020

Новый выпуск ЭНОЖ «История»

Вышел новый выпуск ЭНОЖ «История» «Деловые применения письма. Репрезентация социальных групп».

Настоящий выпуск состоит из двух тематических блоков, в первом из которых собраны исследования, посвященные деловым письменным практикам от Средневековья до Новейшего времени. Авторами рассматриваются специфические носители деловых текстов (церковная штукатурка и свободные листы богослужебных книг в Древней Руси; пергаменные и бумажные свитки в средневековой Англии); конкретные комплексы деловых текстов (акты шотландского парламента, материалы писцового, следственного и свадебного делопроизводства в Московском государстве); вероятные упоминания о деловых текстах в нарративных источниках (древнерусские «жалобы»); тексты, находящиеся на стыке деловых и литературных (исландская «Книга о занятии земли», переписка древнерусских церковных деятелей, школьные учебники); практики делопроизводства конкретных учреждений в переходные периоды (советский нотариат 1920-х гг., комиссии по делам несовершеннолетних 1918  начала 1930-х гг., комиссии по расследованию нацистских преступлений на освобожденных территориях); комплексы архивных документов, проливающие свет на важные исторические сюжеты (управление Финляндией в составе Российской империи в начале XX в., советско-итальянские культурные связи).

Второй тематический блок посвящен проблеме репрезентации и саморепрезентации различных социальных групп в обществах эпохи поздней Античности, Средневековья и Нового времени. Статьи, представленные здесь, крайне разнообразны как по конкретной тематике, так и по географическому охвату (это и Римская империя, и различные регионы средневековой Европы, и Византия, и Россия XVIII в.). Столь же широко авторы трактуют и само понятие «социальная группа», под которой может пониматься и городской социум, и монастырская община, и философское объединение, и группа зависимых крестьян, и придворное сообщество, и преступные группировки. Главной отличительной чертой этих, на первый взгляд, весьма произвольных объединений остается, тем не менее, общая цель и совместная деятельность по достижению этой цели, ценности, правила и нормы поведения, придерживаясь которых группа отграничивает себя от «других» и утверждает свою идентичность; некий определенный «общий образ», веберовский Gesamthabitus, который она излучает вовне.


Читать также