30.06.2020

Панельная дискуссия ректоров и проректоров

На образовательной платформе Юрайт в рамках Летней школы преподавателя 2020 состоялась панельная дискуссия ректоров и проректоров «Трансформация высшего образования в условиях пандемии  от шока к цифровой педагогике». В течение 2 часов руководство вузов обсуждало такие темы, как:

  • уроки экстренного перехода в онлайн-обучение: как это было? итоги, организация, финансирование, переоформление локальной нормативной базы;
  • ресурсы, прошедшие испытание дистантом: как измерить эффективность? техника, инструменты, сервисы, контент;
  • переход ППС в онлайн-обучение: страшный сон или новые навыки? готовность, умение вести занятия, проводить сессию и практику, задачи к повышению квалификации;
  • запрос на аналитику цифровых следов: «большой брат» или тьютор? использование цифровых следов активности студентов и преподавателей для принятия управленческих решений, удержания студентов, нормализации учебного процесса;
  • перспективы на начало учебного года: невероятный первый курс? возвращение в очный формат и трансформация традиционного обучения.

Одним из спикеров мероприятия стал ректор ГАУГН Денис Фомин-Нилов, который поделился опытом Университета касательно работы в дистанционном формате.

«Во время режима самоизоляции мы столкнулись с 3 основными блоками проблем. Первый - это нормативно-правовые изменения: весь процесс обучения и работы был рассчитан на офлайн-формат. И должностные обязанности преподавателей и сотрудников были сформулированы под обычные реалии.

Второй блок - программно-технологические трансформации. Это и софт, необходимые программы (Zoom, Teams и т.д.). Первым моментом стал активный процесс отладки и выбора программного обеспечения. Также важный фактор - это качество Интернет-соединения, которое не у всех одинаково. Свою роль сыграло и расслоение общества: студенты оказались в неравных условиях из-за наличия или отсутствия необходимого домашнего оборудования для онлайн-обучения.

Третий блок, который оказался самым важными сложным - это консерватизм культуры. Если проблемы технологические и нормативно-правовые решаются легко, в сфере культуры вопросы решаются не так просто. Оказалось, что очень много молодежи консервативны и им тяжело перейти на онлайн-формат. И со сменой форматов сохраняется то же число прогульщиков. Это связано с культурой труда, обучения. И она самая инертная и сложно решаемая. Цифровая революция, про которую мы долго говорили, конечно же, свершилась. Но наблюдая ее последствия, можно отметить, что мы все по-разному относимся к жизни: кто-то на «ура» воспринимает переход на онлайн-общение, а кто-то наоборот, хочет чувствовать живой контакт. Мы должны ответить на главный вопрос - что такое сейчас высшее образование, для кого оно и для чего? Высшие учебные заведения - это сформированные в советское время фабрики для конкретных отраслей. Но высшее образование  это еще и Университеты. И если в вузах, заточенных под индустрию, можно легко давать все онлайн, то в Университетах, где формируется академическое видение и культура, необходимо личное общение, важна неформальная социализация. Это все формирует личность, которую, увы, оцифровать не получится».

Видео конференции


Читать также