
ГАУГН публикует эксклюзивное интервью с президентом Государственного академического университета гуманитарных наук, деканом Исторического факультета, академиком РАН Александром Огановичем Чубарьяном.
Это первая часть цикла бесед, в ходе которых будут подняты темы не только научного характера, но также музыки, литературы и перспективы развития нашего Университета. Студентам была предоставлена уникальная возможность лично обратиться к руководителю с интересующими вопросами!
Вы много раз в своих интервью говорили о важности гуманитарного знания, о важности исторического знания. Как на Ваш взгляд, насколько важны сейчас гуманитарные науки, поскольку школьники зачастую выбирают естественно-научные направления? Тем не менее, значимость гуманитарных дисциплин остаётся высокой. Расскажите, пожалуйста, почему, по Вашему мнению, стоит выбирать именно гуманитарное образование?
Александр Чубарьян: Роль гуманитарных наук исключительно важна, тем более что многие студенты связывают с ними всю свою будущую жизнь. Значение этих наук неизменно велико. Можно подробно не объясняться, что гуманитарные науки формируют мировоззрение образованных людей. Я вспоминаю, как однажды на заседании Совета ректоров в Кремле президент нашей страны подчеркнул, что без гуманитарного знания государство невозможно.
Но на практике, конечно, это существовало всегда. Так называемая конкуренция гуманитарного и естественно-научного знаний. Конечно, повседневная жизнь людей – это экономика, это практическое положение, это доходы, это траты. Поэтому и сегодня вся жизнь связана с экономическим развитием, ростом промышленности и так далее. Но это не снимает роль гуманитарных наук!
Еще в мои молодые годы была конкуренция: лирики и физики. Это была общепринятая терминология. Поэтому, я думаю, что выбор студентами гуманитарной науки сохраняется, и очень важно, чтобы после окончания университета они работали на этом поприще.
Зачем абитуриенту отдавать предпочтение историческому или восточному факультету, когда востребованы такие актуальные направления, как искусственный интеллект или физика? Сейчас родители внимательно изучают ситуацию и решают: направлять ребёнка на изучение философии или истории, либо же отдать предпочтение IT-технологиям, обеспечивая таким образом стабильный заработок своему ребёнку. Что Вы посоветуете такому родителю?
Александр Чубарьян: Нет, во-первых, вся жизнь состоит не только в деньгах, и не только в искусственном интеллекте. Сейчас, кстати, идут большие дискуссии, насколько он будет полезен для человека в будущем. Поэтому гуманитарные науки оказываются весьма полезными, помогая осмыслить современный мир.
Вы упомянули, что приоритетными считаются специалисты в сфере IT-технологий и подобные профили. Но есть юридическая составляющая, правовые нормы для того же самой интеллекта. Это сейчас один из главных вопросов! Во-вторых, все-таки центром всех этих явлений является человек, с его характером, с его нравами, с его подготовкой, а это обеспечивают гуманитарные науки. Поэтому знание той же истории, о котором вы сказали, это формирование идентичности к стране, в которой он живет.
Никакой искусственный интеллект не сможет объяснить человеку, что такое идентичность. Такое понимание даёт лишь гуманитарное знание. Наши люди, даже программисты и специалисты в области IT, живут и работают в обществе, взаимодействуют с другими людьми. Следовательно, умение грамотно формулировать собственные мысли и желания неразрывно связано с этими аспектами жизни.
Это касается лингвистики и языка, ведь в условиях ухудшения качества речи становится сложно понять друг друга. Подобные проблемы входят в компетенцию филологов. Те родители, которые при выборе специальности своего ребёнка руководствуются исключительно соображениями будущей финансовой успешности, недостаточно внимательны к вопросам культурного и образовательного уровня своих детей.
Ведь дети живут не только в среде специалистов IT-индустрии, они существуют в обществе, а для того чтобы жить в обществе необходимо понимание истории этого общества и традиций, сохраняемых в нём сегодня. Без этого он не сможет полноценно работать и в своей области.
Что самое важное, по Вашему мнению, сейчас для современного молодого историка или в принципе гуманитария, который стремится внести значительный вклад в науку. Он поступает в наш университет с мыслью, что хочет заниматься наукой. Что самое важное для такого молодого человека при поступлении, о чем он должен думать?
Александр Чубарьян: Разные специальности имеют различные цели: юридические науки подчиняются одним законам, исторические исследования — другим. Самое важное – опираться на хорошее знание того, что было, и как это было.
Сейчас главная проблема – интерес к истории по всей России и в мире. Люди трудно живут, их интересуют аналогии. А как с этими трудностями справлялись раньше? Поскольку природа человека неизменна: те же волнения, те же страсти, которыми жили люди XVIII века, схожи с нашими сегодняшними эмоциями.
Поэтому, если говорить о современности, очень важно понять эту роль для современной жизни, как это было. Если это история, необходимо понять значение документа, значение источника, не только интерпретации, но и самого источника. Если это филология, понять, как развивался язык. Иначе говоря, важно для каждой отдельной специальности верно определять её значимость и влияние на современную действительность.
Следует ли сейчас большее внимание уделять формированию практических навыков, даже в таких дисциплинах, как история, археология, востоковедение, или же базовые гуманитарные знания остаются фундаментом, которому должно уделяться основное время обучения? Или же современные тенденции требуют смещения акцента в сторону практической направленности?
Александр Чубарьян:Практический уклон в истории — это работа в архивах, библиотеках, музеях после окончания университета. Я абсолютно убежден, что практическая успешность зависит от глубоких знаний. Фундаментальная наука — это основа практической деятельности.
Поэтому, я думаю, что наш Университет уникальный в том плане, что он связан с научными институтами и занимается фундаментальной наукой. Он дает тот самый базис, на котором выпускники могут успешно решать конкретные задачи.
Фотоматериал: пресс-служба ГАУГН