20.01.2026

Ирану нужны перемены? Комментирует Григорий Лукьянов

Заместитель декана Восточного факультета ГАУГН Григорий Лукьянов принял участие в программе «Война и мир», где прокомментировал стоящие перед Ираном вызовы и пути их преодоления.

По словам эксперта, что в течение последних лет в стране наблюдалась серьёзная засуха. Подобные экологические проблемы привели, например, к расколу Судана в 2000-х годах, однако Иран демонстрирует большую устойчивость. Внешняя торговля страны длительное время находится под американскими санкциями, проявилась тенденция к уменьшению среднего класса (за последние 5-6 лет он сократился на треть). Это вызвано в том числе обесцениванием иранского риала, которое с декабря прошлого года приняло катастрофический характер и привело к неизбежному росту расходов населения на все категории товаров и услуг.

Григорий Лукьянов отметил, что к экономическим причинам недовольства населения добавились социально-политические. Вызрело недовольство государственной политикой, которая в первую очередь связана с идеологией и религией. В 2022 году в Иране уже были протесты за расширение прав женщин и снятие религиозных ограничений, затронувшие фактически основы госидеологии. Тогда власти подавили протесты, но вместе с этим предложили диалог, частично пойдя навстречу протестующим.

Эксперт добавил, что существенным вызовом для Ирана и его политики стали военная операция Израиля в секторе Газа, падение режима Башара Асада в Сирии и значительное ослабление «Хезболлы», наложившиеся на внутренние проблемы, которые никуда не делись. Пришедший к власти в 2024 году президент Масуд Пезешкиан предложил программу реформ, но осуществить их ему помешала ирано-израильская война: потребовались огромные средства на восстановление оборонного сектора, увеличились расходы бюджета и, как следствие, повысились налоги. Декабрьские протесты в стране начались именно с экономических требований, политические лозунги добавились позже и отчасти не без внешнего воздействия.

Григорий Лукьянов подчеркнул, что и иранское общество, и политический ландшафт мультиэтничны, что тоже необходимо учитывать. К наиболее крупным общностям относятся курды, белуджи и тюркоязычное население. Все они проживают в приграничных или труднодоступных регионах, и бюджетные средства до них зачастую доходят хуже, чем до урбанизированных регионов, что усиливает местную специфику. 

Эксперт заметил, что открытой оппозиции правящей власти внутри Ирана нет, но есть различные политические фракции: условные консерваторы, которые выступают за более строгое следование принципам, сформулированным аятоллой Хаменеи, во внутренней и внешней политике, и реформаторы, выступающие за ограниченное сотрудничество с западными странами в целях экономического развития.

Комментируя воздействие США и Израиля на Иран, Григорий Лукьянов указал, что удары Израиля по Ирану и деятельность диверсионных структур внутри страны не достигли цели-максимума — свергнуть режим аятолл. Тем не менее, недовольство населения может ещё не раз быть использовано для раскачивания ситуации с стране. Прямое вмешательство со стороны Соединённых Штатов исключать нельзя, но пока они не готовы пойти на этот шаг.

«Для России Иран - это геополитический сосед, и мы в любом случае будем выстраивать с ним отношения. Падение режима и хаос в Иране России невыгодны — наше торгово-экономическое взаимодействие с Югом и Востоком связано в том числе с международным транспортным коридором «Север—Юг», который проходит и по территории Ирана. Тем не менее, никто не будет решать за иранцев их проблемы, поэтому стране нужны реформы», — подытожил эксперт.

Полный выпуск программы «Война и мир» слушайте на RUTUBE или платформе «Смотрим».

Фотоматериал: пресс-служба ГАУГН

Читать также