16 апреля кафедра политического анализа ГАУГН провела математическую олимпиаду среди гуманитариев. Перед ее проведением, журналисты из ГАУГН-Z подготовили интервью с организатором - Михаилом Вячеславовичем Локтионовым.
Откуда взялась идея такой олимпиады?
Сам я заканчивал факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ, а в философию пришел потом, по прошествии десяти лет. Таким образом, у меня много друзей-математиков. И вот однажды я наткнулся на одну шутку, звучащую следующим образом: «Если мы проводим паралимпиады, то почему бы не проводить олимпиады по математике для гуманитариев?» Мне эта идея очень понравилась, но, единственное, слово «паралимпиада» казалось не очень удачным. Однако, это стало тем, о чем я в свое время много думал провести нечто вроде олимпиады для гуманитариев, причём провести не на уровне знания сложных математических вещей, а на уровне сообразительности, смекалки. Сказано сделано. Взяли, да и провели в прошлом году. Получили призеров, наградили их медалями.
Сколько человек участвовало в прошлом году?
Трудно сказать. Около сорока человек. Надеюсь, в этом году будет немножко больше. У нас будет больше поддержки, и в этом году, вероятно, олимпиада пройдет еще и в МГУ. Честно говоря, я очень рассчитываю на то, что удастся провести городской этап, это было бы совсем хорошо.
Много ли участвовало студентов из других вузов?
В прошлом году никто не участвовал, в этом надеюсь, что будут. В принципе, я даже не против школьников, так как в самой олимпиаде нет ничего страшного. Практически все задачи можно решить в уме.
Вы как-то отсеиваете технарей от гуманитариев?
В прошлом году отсеивать было трудно, потому что технарей здесь не было. В этом году, может быть, конечно, будут и технари. Понимаете, сообразительность вещь одинаковая и для гуманитариев, и для технарей. К тому же, технарям может быть даже и сложнее, потому что они уже знают, как это нужно решать с производными, с интегралами, со всеми этими делами. А отойти в сторону, посмотреть на это другими глазами они уже не могут. Возможно, им будет сложнее. У них просто более замыленный взгляд, в отличие от гуманитариев, которые могут увидеть что-то такое, что технари не увидят.
Кто занимается подготовкой заданий?
В прошлом году этим занимался только я. В этом году я буду еще с одним человеком вместе их подготавливать. Еще в этом году нас поддержит одна группа из Facebook, достаточно большая и интересная. Эта группа называется «Математика, великая и ужасная». Ее ведут два человека, один гуманитарий-журналист, а другой математик из Брюсселя. Я, к сожалению, обнаружил эту группу уже после того, как провел первую олимпиаду.
Какие были призы для победителей в прошлом году?
Сами призы были постольку поскольку: мы купили большие шоколадные медали и обвязали их красивой красной ленточкой, а те победители, у которых я на первом курсе вел математику или которые на первом курсе магистратуры, получили некоторые «баллы» к зачету или к экзамену.
Было трое призеров или больше?
Было два человека, которые заняли первые места. Еще было три вторых места и несколько третьих мест. Мы пытались всех победителей так или иначе поздравить. Всем обещали «плюс» от одного до трех баллов в карму. Все были довольны, в общем.
В этом году планируются призы?
Да, конечно.
Как вообще все происходит?
На обычной или электронной доске рисуем задания. Я их читаю вслух, люди на листочках пытаются их решить. Все задачи решаются в уме, абсолютно ничего сложного там нет.
Потом эти листочки сдаются вам? Именно Вы занимаетесь проверкой?
Да, мы пытаемся понять, кто что решил, а также кто что решил правильно, а у кого, из тех, кто ошибся, были какие оригинальные мысли на этот счет. Некоторые задачи, скажем так, люди не решили, но, тем не менее, предложили интересный подход к решению. Я все говорю «мы», но это от большой скромности. На самом деле, этим занимаюсь я, но я планирую привлечь еще одного человека, который мне поможет и в проверке, и в организации. Человек должен понимать математику, поэтому с гуманитариями в этом плане немножко сложно.
Что заставляет Вас этим заниматься?
Мне просто это интересно, а потом людям это нравится, а раз нравится всем, так это же хорошо.
Участие в олимпиаде бесплатное?
Вы подали мне интересную мысль! (смеется). Бесплатное, конечно. Ну как можно требовать от студентов, причём гуманитариев, деньги на участие в математической олимпиаде.
Были ли вообще расстроенные люди, разочарованные в себе, которые не могли ничего решить?
Нет, ну были люди, которые ничего не решали и уходили. Насколько при этом они были разочарованы в себе, я не знаю. Эта олимпиада может подбавить какой-то дополнительной уверенности в себе. Моим студентам она могла как-то помочь в сдаче экзаменов. Я всегда считал, что люди, которые пробуют новое, уже получают свою награду, потому что их горизонт становится шире, возникает ещё одна точка зрения.
Сколько было заданий и сколько баллов можно было максимально получить?
Шесть заданий и шесть баллов. Шесть баллов не получил никто. В принципе, было еще седьмое, весьма неочевидное, но тоже не требующее знаний математики. Вообще все задания у нас такие, это понятно. Например, одно из моих любимых, которое, к слову, решили, но решили сложно, долго и муторно, хотя решение очевидное. Была задача про теннисный турнир, в котором участвует 157 человек. Все встречаются друг с другом по кубковой системе, проигравший вылетает. Если нечетное количество, то по жребию один человек выходит без игры в следующий тур. Естественно, в итоге остается только один победитель. Вопрос: сколько нужно сыграть игр для того, чтобы определился один победитель? Ответ очень простой. Так как все играют по олимпийской, кубковой системе, в которой проигравшие вылетают, а остается только один, то вылететь должно 156, следовательно, количество игр и должно быть 156.
Сколько длилась олимпиада?
Порядка четырех часов. Ну а что? Там были более сложные задачи, но, тем не менее, иногда условие задачи мы оставляли таким, чтобы немножко человека запутать.
Был ли у Вас ранее опыт организации подобной деятельности?
Я всегда любил проводить какие-нибудь мероприятия, потому что я считал, что стандартное обучение для студента это мало. Мне вот запомнились стройотряды, картошка, военные сборы, участие в студенческом театре, а учебный процесс он не запомнился вообще. Поэтому я считаю, что студенты должны участвовать в какой-то деятельности, помимо него.
Были ли интересные, смешные ситуации на олимпиаде?
Да, была одна смешная ситуация. Сложную задачу я написал случайно с ошибкой, и человек эту ошибку нашел, увидел и решил, что так оно и должно быть. Затем он написал, что так как в условии была указана ошибка, то и решения быть не может. И сделал вид, что решил задачу! Из интересных вещей Денис Валерьевич (ректор ГАУГН - прим. редактора) собирался приехать, но не успел, но в этот раз, надеюсь, он приедет и будет участвовать.
Еще какие-то преподаватели собираются участвовать?
Дело в том, что преподаватели побаивались принимать в этом участие, беспокоясь, что они будут выглядеть хуже, чем студенты. Я, например, этого не боюсь, и с большим удовольствием в чем-то таком поучаствовал бы для того, чтобы, скажем так, поднять интерес к этому. Думаю, что в этом году нам удастся еще кого-нибудь уговорить!
Интервью подготовили Татьяна Наумова, Лариса Кузнецова, Всеслав Тишкин.