В ГАУГН подведены итоги финала Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ обучающихся (для 7-11 классов). Университет как ресурсный центр по гуманитарным наукам в очно-дистанционной форме выявил победителей и призеров по четырем секциям: история, когнитивные исследования, философия и науки об обществе, филология.
«Текущая обстановка вынудила нас организовать очный этап дистанционно, с чем мы успешно справились, обеспечив трансляцию в YouTube-канал», - прокомментировал ректор ГАУГН Денис Фомин-Нилов. Он отметил интерес обучающихся к МГК: «Конкурс в финале составил более 15 человек на 1 место. Была проведена серьезная экспертная работа, поэтому ребята, которые получили высокие баллы и прошли в финал, объективно хорошо справились с заданиями».
На конкурс поступило свыше 1,5 тысяч работ школьников. Из них к оценке экспертов было допущено около тысячи работ.
Руководитель секции «История», младший научный сотрудник ИВИ РАН, преподаватель исторического факультета ГАУГН Павел Даценко отметил: «Конкурс был сложным, но интересным. Работ на нашей секции было порядка 250, больше всего понравились те из них, в которых школьники применяли цифровые технологии (создание компьютерных моделей, видеороликов). В ряде работ были очень интересные задумки по вовлечению зрителей в интерактивное взаимодействие с историческим материалом (через квесты, 3D-модели, нестандартные экскурсионные маршруты и др.), которые при их дальнейшем развитии будут, как мне кажется, весьма способствовать популяризации истории, особенно среди молодого поколения, поскольку подобный метод интерактива позволяет рассказывать о событиях прошлого на более знакомом и понятном им языке, позволяет как бы влиться в исторический контекст, почувствовать себя не просто безучастным наблюдателем, но свидетелем старых эпох. Тем более ценно, что такие методы и замыслы изобретают сами школьники. Поэтому я считаю, что именно на такую составляющую и следует делать упор на подобных конкурсах».
Как отметила Наталья Емельянова, руководитель секции «Философия и науки об обществе», доцент философского факультета ГАУГН, в секцию «Философия и науки об обществе» поступило больше всего работ. «Была проведена экспертиза 310 заявок разнообразной тематики, 150 исследований и 160 проектов. Тематическая разноплановость наглядно проявилась и в очно-дистанционном туре. Отрадно видеть такую разносторонность московских школьников. В то же время несколько удивило практическое отсутствие работ по глобалистике и социальным конфликтам. Наиболее выигрышно смотрелись работы, выполненные на стыке дисциплин. Например, контекстуальный и социокультурный аспекты различных проблем технологического развития. Подобный ракурс существенно расширяет исследовательский и проектный горизонты. Мне бы не хотелось выделять какие-то конкретные работы. Результаты каждый участник может увидеть в своем личном кабинете. Эксперты секции старались давать развернутые комментарии по возможным траекториям развития работ, которые имеют высокий потенциал. Именно в этом эксперты секции видели основную задачу своей деятельности, а не только в проведении рейтингования».
Инна Меркулова, доцент ГАУГН, кандидат филологических наук, доктор лингвистики, эксперт секций «Когнитивные науки» и «Филология», также поделилась своими впечатлениями после завершения конкурса: «Хотелось бы отметить оригинальность и самостоятельность представленных работ. Среди проектов и исследований особое внимание обратили на себя такие необычные формы, как сценарий (школьной театральной постановки, будущего фильма), стихотворный перевод, электронный словарь терминов. Также приятно, что участники старших классов имеют хорошую теоретическую подготовку в гуманитарной области, знакомы с работами выдающихся отечественных и зарубежных лингвистов и семиотиков: Юрия Лотмана, Михаила Бахтина, Эдуарда Сепира и Бенджамина Ли Уорфа».
Победители:
1. История
- Николай Спицын и Даниил Требуков (Изучение архитектурного стиля Церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково на основе 3D модели);
- Станислава Асташкина (Создание образовательной 3D игры по истории Древнего Египта);
- Мария Столина (Маленький «Жарик»-большой «Jaroff» и его жена Неонила).
2. Когнитивные исследования
- Татьяна Брещенко (Человеческое восприятие звуков);
- Дарья Смагина (Искусственные языки и их роль в нашей жизни);
- Полина Грибкова (Антибуллинговый комитет).
3. Филология
- Екатерина Дегтярова (Создание аудиогида «В гостях у Анны Ахматовой» с помощью платформы «izi.TRAVEL»);
- Матвей Васильев (Отражение гипотезы Сепира-Уорфа в англоязычной лингвистической научной фантастике, на примере фильма «Прибытие»);
- Елизавета Данько (Семантика слова «добрый» и его производных в повести Николая Гоголя «Тарас Бульба»: лингвокультурологический аспект).
4. Философия и науки об обществе
- Дарья Хотимская (Герои картин Третьяковской галереи как атлас заболеваний своего времени);
- Мария Шарова (Создание 3Д справочника «Ковчежцы в лицах»);
- Александр Куляев (Немецкий фейерверк).
Призеры:
1. История
- Анастасия Баранова, Илья Фильков, Георгий Будённый, Анна Бубнова, Дарья Сорокоумова (Галина Зайцева. Чтобы помнили...);
- Александра Рузчик (Декабристы - государственные преступники или патриоты? Жизнь и судьба декабриста Николая Ивановича Тургенева);
- Анастасия Павлюченко (Памятник в Руднице).
2. Когнитивные исследования
- Александра Кравцова (Постельное белье - основа развития);
- Дарья Герасимова, Мария Крипак (На что обращают внимание юноши и девушки при определении эмоций?);
- Агата Еремич (Управление эмоциями в период экзаменационного стресса).
3. Филология
- Анастасия Чернышева (Написание сценария по роману Александра Беляева «Человек, потерявший лицо»);
- Мария Таций (Адаптация стихотворного перевода);
- Мария Гурьева (Особенности сонета как жанра в период с 70-х годов XX века до 20-х годов XXI века: эволюция формы и содержания).
4. Философия и науки об обществе
- Демьян Лашков (Исследование осознанности выбора учащимися профиля обучения в 10 и 11 классах на примере Школы 1253);
- Лия Семилетова (Анализ предпосылок перехода к ответственному потреблению в рамках достижения целей устойчивого развития);
- Полина Еремина (Гуманитарные аспекты робототехники).
Поздравляем победителей и призеров, желаем дальнейших успехов в изучении гуманитарных дисциплин!
Справочно: Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся реализуется в целях развития и совершенствования преемственной разноуровневой системы проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных организациях города Москвы, а также популяризации научных знаний и развития интереса школьников к фундаментальным и прикладным наукам.