В рамках курса «Современные информационные технологии в высшем образовании и науке» прошла лекция заместителя заведующего Лабораторией блокчейна в образовании и науке Артема Космарского.
О чём вы рассказывали слушателям вашей программы в ходе выступления?
Я постарался простыми словами объяснить, что такое блокчейн и зачем он нужен. Также я рассказал о базовых направлениях того, как блокчейн может использоваться в науке для создания новых публикационных платформ, фиксации права интеллектуальной собственности, прозрачности и воспроизводимости данных. Мы коротко, но при этом достаточно бурно обсудили перспективы более авантюрных применений блокчейна в науке - это токенизация научной репутации, веса учёного, децентрализованные автономные организации на смарт-контрактах, и использование блокчейна для того, чтобы перестроить науку с конкурентного на коллаборативный принцип, когда люди, вместо того, чтобы бороться друг с другом за ресурсы, объединяются для достижения общих целей.
У слушателей возникло очень много вопросов после вашей лекции, скажите, каких тем они больше всего касались?
Пожалуй, главный вопрос работает ли это в России. Также возникли вопросы о том, насколько эти технологии реалистичны и насколько они отвечают потребностям учёных.
Раньше считалось, что образование для человека заканчивается после окончания университета, однако сейчас очень активно развивается тема дополнительного образования, различных курсов. На Ваш взгляд, насколько полезны такие курсы сейчас для профессионалов, особенно в сфере образования и науки, и в каком формате они должны проводиться: онлайн или офлайн?
Я считаю, что такие курсы важны и очень перспективны. Люди всё больше учатся самостоятельно, в соответствии со своими потребностями уже после окончания университета. Понимают, что есть какие-то новые, неожиданные и непривычные профессии или навыки, комплексы знаний, которые хорошо было бы получить. Онлайн-образование приходит на помощь благодаря своей гибкости. Оно менее консервативно, менее зависит от сложных процедур лицензирования и так далее, поэтому оно более гибко реагирует на потребности людей. Инициатива ГАУГН и те проекты, которые мы с коллегами делаем в рамках нашей онлайн-платформы («Аргон» и «Неон»), как раз пытаются эти потребности удовлетворить.
То, что обычно называется онлайн-образованием в России - это постепенно докатившееся до нашей страны эхо проектов типа «Coursera» и других массовых открытых онлайн курсов. За ними стояла цель удешевить образование, и это именно то, что вызывает наибольшее опасение и нервозность у российского преподавательского состава: что сейчас запишут онлайн курсы в ГАУГН или в ВШЭ, и их заменят этими онлайн курсами, то есть преподаватель редуцируется до набора лекций. Эта идея была довольно перспективна, поскольку позволяет действительно очень сильно урезать затраты и выдавать «дешевые» дипломы. Однако сейчас уже она на Западе находится в кризисе, потому что университеты поняли, что главная проблема в том, что нет обратной связи, нельзя понять, кто там находится по другую сторону экрана, насколько этот человек, студент, получил именно те навыки, которые ему преподавались, и можно ли давать диплом вуза, особенно престижного, после прохождения таких курсов - большой вопрос.
Я и мои коллеги развиваем, так сказать, вторую волну онлайн-образования: ее философия не в том, чтобы удешевить и упростить, тем самым избавившись от живого преподавателя, а в том, чтобы, наоборот, реконструировать и воссоздать в цифровой среде тот самый уникальный опыт личного взаимодействия между преподавателем и студентом. Это более затратно и сложно, это уже не набор роликов, и упор тут делается на семинары, зато такой подход позволяет и студентам, и преподавателям (а особенно студентам) воспользоваться очень важным преимуществом онлайн-образования - независимостью от географических и физических границ. В России это особенно актуально в связи с её большими размерами, разорванностью качества образования между столицей и провинцией, между большими и малыми городами и так далее. Онлайн позволяет объединить виртуальную аудиторию людей, которым было бы очень сложно встретиться в реальной жизни. И в этом смысле онлайн-образование не должно восприниматься как то, что лишает людей опыта личного общения и взаимодействия. Мы должны все думать о том, как именно в онлайне этот опыт личного взаимодействия в аудитории реконструировать и воссоздать.
То есть нас не ожидают реалии Кира Булычёва, что каждый сидит у себя дома, заходит в компьютер, слушает преподавателя и не выходит вообще никуда?
Почему нет? Он выходит, но не физически. Важный элемент образования, как высшего, так и среднего - это социализация (совместные прогулки по коридорам, разговоры в столовой, студенческая жизнь). В онлайне с этим сложнее, там всё тяготеет к тому, что ты сидишь со своим смартфоном и всё получаешь дома. Но здесь, опять же, нет неразрешимой проблемы - надо развивать онлайн-нетворкинг, стимулировать студентов к тому, чтобы они общались друг с другом через какие-то каналы, групповые чаты и так далее. Это всё вполне достижимо. И блокчейн тут может помочь, давая возможность в реальном времени фиксировать с помощью токенов и других единиц учёта всё, что преподаватель и студент сочтут нужным зафиксировать (ответ на занятии, результат теста, мнение о чём-то, мнение преподавателя о студенте и наоборот). И таким образом создавать не один диплом, который в конце года выдаётся, а сложную многоуровневую систему мониторинга знаний. Мы в рамках наших проектов «Аргон» и «Неон» это внедряем, и другие проекты есть, так что это всё осуществимо. То есть того, что ты сидишь у себя за экраном, и никто не знает, что с тобой происходит, блокчейн позволяет отчасти избежать, так как все заинтересованные участники процесса видят, что происходит, как человек учится.
Благодарим Артема Космарского за беседу!