Новый учебный год – новые встречи интеллектуального киноклуба, организованного на базе Филологического факультета ГАУГН.
В преддверии старта нового сезона киноклуба студентки 1 курса Филологического факультета Мария Дворникова и Галина Симахина поговорили с его ведущим и преподавателем Филологического факультета Леонидом Клейном о кино, киноязыке и киноклубе.
Полный текст интервью будет опубликован в ближайшем номере студенческого журнала ГАУГН-Z.
Если бы Вам нужно было выбрать один фильм как «универсальный ключ» к пониманию киноязыка, какой бы это был фильм?
Леонид Клейн: Это очень хороший вопрос. Кажется, универсального киноязыка как такового не существует, потому что у разных режиссеров абсолютно разная поэтика, разные приемы, разные принципы построения кино. Есть кино реалистическое, когда мы видим ту жизнь, которая, какая бы она ни была, драматическая или идиллическая, страшная, но это та жизнь, которую мы вполне можем представить и в жизни. Но есть кино, которое построено на долгом кадре, на символах, где очень много музыки, или очень много природы, или очень много киноцитат.
Какой универсальный язык, например, для фильмов Тарантино? Если мы возьмем его знаменитый фильм «Криминальное чтиво», можно ли для него применить какой-нибудь универсальный киноязык? Или как понимать те жуткие образы, которые рисует, например, фон Триер? Между фон Триером, с одной стороны, и Бондарчуком, с другой стороны, огромная разница. Поэтому одного фильма невозможно выбрать для понимания киноязыка.
Не говоря уже о том, что существует такая вещь, как немое кино, существуют разные эпохи в кинематографе. Но, может быть, это и хорошо, что не существует никакого универсального фильма и универсального киноязыка. Это просто говорит об огромности киномира и о том, что надо разделять, понимать контекст и, определив контекст, уже разбираться в конкретном фильме.
Как вы пришли к тому, чтобы анализировать кино и читать лекции по киноискусству?
Леонид Клейн: Для того, чтобы начать анализировать кино, нужна насмотренность. И у меня был период в жизни, когда я смотрел за ночь несколько фильмов, и так много месяцев подряд. Я смотрел почти весь «Оскар», знаю фильмографию полностью или почти полностью многих знаменитых американских режиссеров, знаю неплохо французское кино, знаю творческую траекторию нескольких знаменитых актеров. То есть сначала есть насмотренность и интерес, а потом вдруг приходят какие-то концепции.
Или я бы даже так сказал, желание поделиться тем, что увидел, поделиться тем, что понял, и в каком-то смысле поделиться тем, что любишь. Я люблю говорить о культуре, я люблю говорить об искусстве, а кино — это искусство и культура.
И таким образом я пришел к тому, чтобы читать лекции по кино. И согласитесь: люди, неважно, хорошо это или плохо, смотрят кино охотнее, чем читают книги. Поэтому мои лекции — это лекции по киноискусству. Это удобный способ для того, чтобы пригласить слушателей задуматься о том, насколько многообразен мир культуры.
Фотоматериал: пресс-служба ГАУГН
