
Комиссия Российского исторического общества (РИО) содействует Минобрнауки России в распределении контрольных цифр приема. РИО определено центром ответственности по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки «История и археология» Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 29 июня 2021 года.
Председатель Комиссии статс-секретарь — заместитель министра юстиции РФ Андрей Логинов подчеркнул необходимость анализа количественного соотношения подготовки специалистов по укрупнённым группам специальностей «История и археология» и «Образование и педагогические науки» (профиль «Историк»), а также качественное сравнение программ обучения. «Мы хотим, чтобы историков в стране было больше, но при этом планирование контрольных цифр приёма на исторические специальности должно быть тесно увязано с перспективами их трудоустройства... Решения Комиссии должны быть взвешенными, продуманными и обязательно проработанными с Министерством науки и высшего образования. И конечно, они обязательно должны иметь практический характер, работать на развитие исторического образования и всей российской высшей школы», — констатировал Андрей Логинов. Планируется, что заседания Комиссии будут проходить дважды в год: весной, при рассмотрении контрольных цифр приёма в вузы, и осенью — для обсуждения иных вопросов.
Денис Фомин-Нилов, заместитель председателя комиссии РИО, ректор ГАУГН в статье для журнала «Воронцово поле» ранее обращал внимание на злободневность проблемы подготовки кадров и приводил следующие цифры: «В конце 2020 года в российских университетах и прочих высших учебных заведениях 16 933 человека являлись студентами, обучающимися на образовательных программах по истории на всех курсах. В целом, это около 0,4% от численности всего студенчества России. Очевидно, что менее 0,1% от населения РФ — это крайне низкий показатель потенциального количества специалистов, имеющих высшее историческое образование, способных к профессиональной деятельности в области исторического знания, включая науку, образование и воспитание… При сохранении текущих объемов подготовки профессиональных историков к 2050 году в стране в работоспособном возрасте будет менее 130 тысяч граждан, имеющих высшее историческое образование и способных к активной профессионально деятельности».
По словам заместителя председателя комиссии РИО, настолько малые цифры позволяют делать крайне негативный долгосрочный прогноз. При сохранении тенденции наш народ не будет способен в XXI веке на необходимом уровне обеспечивать сохранение и приумножение исторической памяти, а страна фактически перестанет быть мировой сверхдержавой в области исторического знания. Ведь до сих пор Российская Федерация является одной из немногих стран мира, где проводятся научные исторические исследования самого широкого спектра, как по хронологическому и географическому, так и по проблемному принципу.
По словам ректора ГАУГН, тем не менее, на самом деле наиболее важны не количественные, а качественные показатели. «Не числом, а умением!» — это крылатое выражение, ставшее благодаря Александру Васильевичу Суворову девизом для многих русских побед, имеет ключевое значение и в области исторической профессиональной подготовки. Однако именно оценка качества является самой трудной проблемой для исследования и анализа, а любые выводы всегда могут быть легко признаны субъективными и недостоверными», — отмечает Денис Фомин-Нилов.
***
Вскоре после заседания РИО 2 августа вышла статья «Высшее историческое образование в современных условиях: проблемы и перспективы» Председателя РИО, директора Службы внешней разведки РФ Сергея Нарышкина. В ней подробно изложены взгляды на современное состояние и перспективы развития высшего исторического образования, а также текущая ситуация и организация работы по распределению контрольных цифр приема.
· После того как Минобрнауки России рассчитывает общий объем контрольных цифр приема на предстоящий учебный год, бюджетные места распределяются между Укрупненными группами специальностей и направлений подготовки (УГСН), то есть широкими предметными областями. На этом этапе свои предложения в установленном порядке вносят «центры ответственности» - как правило, крупные объединения работодателей или профильные федеральные органы исполнительной власти, владеющие информацией о потребностях рынка труда.
· Затем распределенные между УГСН бюджетные места повторно распределяются уже между субъектами Российской Федерации. Внести свои предложения в процессе формирования региональных квот по каждой УГСН могут не только «центры ответственности», но и руководство регионов.
· После того как процесс распределения завершился, Минобрнауки России объявляет конкурс между вузами за распределение бюджетных мест в рамках ранее установленных квот. При оценке поступающих заявок учитывается целый набор показателей, включающий в себя успешность выпускников на рынке труда, публикационную активность преподавателей и научно-исследовательские достижения вуза. По идее, такая сбалансированная система должна давать объективные результаты, удовлетворяющие все заинтересованные стороны, однако из-за ее сложности иногда случаются сбои.
В материале Сергей Нарышкин также отметил проблему «скачков» в объеме контрольных цифр приема: «Имеются в виду случаи, когда вуз, получавший много бюджетных мест, «внезапно» не получает ни одного, а затем, уже через год, количество мест столь же «внезапно» восстанавливается до прежнего уровня. Нестабильность здесь плоха сама по себе, так как мешает планировать образовательный процесс, рассчитывать нагрузку и даже штатную численность преподавателей. Допускаю, что скачки обусловлены техническими ошибками. Вопрос лишь в том, как устранить этот человеческий фактор, обезопасив от неожиданностей и руководство вузов, и преподавателей, и, разумеется, абитуриентов».
«Не менее серьезная проблема обнаруживается при анализе распределения контрольных цифр приема в региональном разрезе. Достаточно сказать, что на сегодняшний день полностью прекращена подготовка историков за счет средств федерального бюджета в Амурской, Брянской, Калужской и Смоленской областях, а также в Еврейской автономной области», — отмечает Сергей Нарышкин. Данная тема звучала и ранее на заседании Комиссии РИО, которой предстоит проанализировать ситуацию с региональным распределением контрольных цифр приема по соответствующей УГСН «Образование и педагогические науки», а затем посмотреть, сколько бюджетных мест по решению самих вузов направляются именно на подготовку учителей истории.
«В перспективе стоило бы подумать об оптимизации этой модели и, возможно, даже о переходе к подготовке и историков, и учителей истории в рамках одной УГСН. Это могло бы помочь студентам, желающим работать в школах, но не имеющим профильной педагогической подготовки, приобрести необходимые компетенции еще в процессе обучения на историческом факультете, а самим школам — получить дополнительный приток молодых и мотивированных профессионалов высокого класса», — сообщается в статье.