30.10.2024

Религия и психология: общее и уникальное — беседа с Надеждой Кореневой

В преддверии Дня преподавателя высшей школы, который ежегодно отмечается в России 19 ноября, ГАУГН продолжает рубрику, посвящённую нашим преподавателям.

Сегодня наш герой — Коренева Надежда Александровна, преподаватель религиоведения Факультета психологии. Преподаватель расскажет о взаимопроникновении религии и психологии, а также о своей преподавательской деятельности.

Что вас больше всего вдохновляет для реализации своих научных интересов и работы в науке?

Надежда Коренева: Наверно, меня вдохновляет сам процесс исследования. Для меня это захватывающее и бесконечное путешествие в другие миры, когда понимаешь, что какие-то из них могут либо остаться немыми (а ты точно знаешь, что они прекрасны, сложны, интересны и заслуживают внимания), либо могут обрести жизнь, хотя и наделенные неизгладимыми чертами исследователя, через которого эту жизнь получают.

В чем вы видите сходства и различия в подходах религии и психологии к пониманию человека?

Надежда Коренева: Религию и психологию некорректно сравнивать, но раз уж так поставлен вопрос, отвечу на него определением религии, которое предложил в начале XX в. русский философ отец Павел Флоренский: «Религия есть, – или по крайней мере притязает быть художницей спасения, и дело ее – спасать. Она спасает нас от нас, – спасает наш внутренний мир от таящегося в нем хаоса… Хотя и внешний мир не оставлен религией, однако настоящее место ее – душа. И поэтому, если онтологически религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас, то феноменалистически – религия есть система таких действий и переживаний, которые обеспечивают душе спасение. Другими словами, спасение, в том наиболее широком, психологическом смысле слова, есть равновесие душевной жизни».

Какие знания о религии необходимы психологам для эффективной работы с клиентами?

Надежда Коренева: Во-первых, важно понимать, как современная религия видит человека, его цели и смысл жизни. Во-вторых, нужно знать, что вдохновляет верующего на действия, и что удерживает от него, как религия влияет на жизненные решения и отношения к сложившейся ситуации.

Какой жанр фильмов вам больше нравится и какой фильм вы посоветуете посмотреть студентам?

Надежда Коренева: Я люблю авторское кино, фэнтези, приключения и мистические триллеры. Конечно, могу посоветовать много фильмов, например, первую часть «Дюны» Вильнева, аниме «Мастер муши», «Того самого Мюнхгаузена» Захарова, «Цвет граната» Параджанова, иранский фильм «Приходит дракон» и «Седьмую печать» Бергмана.

Если бы ваша лекция была фильмом, какой жанр был бы у неë?

Надежда Коренева: Интересный вопрос. Мне сложно подобрать какой-то вариант, кроме исторической драмы.

Если бы вам предложили преподавать любую дисциплину, не относящуюся к вашей специальности, что вы выбрали бы?

Надежда Коренева: Навскидку сложно найти среди гуманитарных дисциплин дисциплину, совсем не относящуюся к моей специальности, так что пусть будет немного относящаяся — антропология.

Какой ваш любимый момент в работе с студентами?

Надежда Коренева: Первый любимый момент — когда я понимаю, что студентам действительно интересно то, о чем я рассказываю. В такие моменты я забываю о всех своих проблемах и после занятий ухожу в прекраснейшем настроении. Второй любимый момент — когда студенты уже так хорошо ориентируются в предмете, что начинают задавать такие сложные и глубокие вопросы, что наш совместный поиск ответов на них уже начинает напоминать настоящее научное творчество, «игру в бисер».

Вспомните самый забавный момент, который произошел у вас на лекции?

Надежда Коренева: Пожалуй, самым смешным был случай, когда мы со студентами переводили локти в шаги, а шаги — в метры, чтобы выяснить, каких размеров был Ноев ковчег (это нужно было видеть!)

Если бы вы могли изменить одну вещь в высшем образовании, что это было бы?

Надежда Коренева: Было бы замечательно, если бы официально поощрялось создание студенческих научных сообществ, групп или хотя бы, скажем, клубов любителей каких-либо узкоспециальных научных тем.

Если бы вам выпал шанс пообщаться с любым историческим деятелем, кто бы это был?

Надежда Коренева: А можно выбирать из числа творческих деятелей? Мне они интереснее. Это были бы Артур Мейчен и Джон Толкин.

Мы благодарим Кореневу Надежду Александровну за ее интересные ответы и желаем ей успехов в научных исследованиях, новых открытий и плодотворной работы со студентами!

Фотоматериал: Отдел пресс-службы и взаимодействия со СМИ Управления информационной политики ГАУГН


Читать также