18.12.2020

Семиотика ГАУГН. Бьянка Суарес Пуэрта о новой модели туризма

Сегодня мир задается рядом непростых вопросов, один из которых - как пандемия коронавируса изменит наши жизни и привычный быт. В рамках рубрики «Семиотика ГАУГН» ученые с мировыми именами говорят о будущем видении планеты. Своими мыслями о новой модели туризма в эпоху пандемии поделилась доктор семиотики,эксперт в области инновационного культурного менеджмента Национальный университет Колумбии Бьянка Суарес Пуэрта.

Прошло уже много лет с тех пор, как мы с бабушкой по телефону обсуждали ее восхитительные кулинарные рецепты. И вот сейчас я ей позвонила, потому что вспомнила, как давным-давно она рассказывала нам о своих путешествиях, когда в юности она жила в обществе коренных индейцев Кауки и была у них учителем. Она беспокоилась о том, чтобы ее ученики лучше питались, а значит лучше понимали ее занятия. Порой им совсем нечего было есть, но на крайний случай оставались бананы - сорт, который мы в Колумбии называем «количеро». Если из них приготовить суп, даже ничего другого не добавляя, то он получится питательным и полезным для повышения защитных функций организма. Разговаривая с бабушкой, я отлично запомнила все тонкости рецепта: как чистить банан деревянной ложкой, как добавлять кориандр, - все это напомнило мне, что в дни самоизоляции и опасного вируса такие продукты поддерживают нашу «бодрость духа».

Через несколько дней бабушка праздновала свой 93-й день рождения: более двадцати близких родственников собрались в этот день у экрана, чтобы поздравить ее на расстоянии. Главным сюрпризом имениннице стало подготовленное заранее видео, где все мы играли на разных музыкальных инструментах и пели песни о взлетах и падениях, о тем моментах, которые заставляют по-особенному ценить жизнь. Позже бабушка попросила меня показать видео еще раз, чтобы лучше его запомнить. Накануне утром она думала, что день рождения будет грустным праздником, который она проведет дома в одиночестве, но, пересмотрев видео со множеством ранее не замеченных деталей она поняла: все только начинается, жизнь впереди.

Для нас наступила эпоха, когда стало нормой жить среди видеозвонков, вебинаров, музыкальных концертов онлайн и доставки продуктов с ближайшего рынка с помощью WhatsApp. Самоизоляция приучила нас ежедневно все больше подключаться к локальным сетям, проявлять больше внимания к тем, кто в нем нуждается, творчески использовать новые технологии, а еще - стараться прожить это время молча и спокойно, по-новому быть наедине с собой.

В двадцатом веке общая площадь тропических лесов, где обитает почти две трети живых организмов планеты, сократилась вдвое. Научные исследования показали, что популяция насекомых уменьшилась почти на четверть. В прошлом году совместно с учеными исследовательской сети «Proplayas » мы провели мониторинг мест в Колумбии, где ранее обитали морские львы - оказалось, что там не осталось ни одного экземпляра этого животного. Рыбаки ловят сетями тысячи крохотных рыбок, слишком маленьких, чтобы быть способными к воспроизводству и даже чтобы попасть в качестве блюда на стол. В районе Гуахира ежемесячная статистика показывает, что женщинам и детям не хватает элементарной еды. Глубокий ущерб, нанесенный среде обитания, сильно повредил всей экосистеме в целом. И дело не только в количестве видов в экосистеме: речь идет о том, почему мы не отказываемся от привычек, вредящих благополучию и жизни всех остальных.

Экосемиотика - это одно из направлений семиотики, которое пересекается с экологией, экологической антропологией и «зеленой» экономикой. В целом эта наука изучает функционирование знаков в культуре, во взаимосвязи с другими живыми существами, сообществами и ландшафтами. Живые существа придают значение окружающей среде, исходя из своих потребностей, а для человеческой культуры среда обретает смысл благодаря символизации животных, ландшафтов, социально-природных взаимодействий, и здесь важна степень ее функциональности и использования. Концепции или модели, основанные на используемых нами знаках, имеют целью проектирование или преобразование окружающего мира.

И вот каким образом действия человека через его культурные представления, такие как пляжный туризм, влияют на окружающую среду.
В рамках многоуровневого анализа окружающего мира давно стало ясно, что туристическая деятельность связана с экономическими науками и что работа туристической сферы ориентируется на маркетинговый вклад. Но в диахроническом аспекте туризм происходит от географии, он - результат экспедиций путешественников, смыслом жизни которых было открытие и познание далеких земель. Свой вклад внесли также антропологи, документировавшие свои путешествия в форме дневников, наполненных философскими размышлениями и идеями, на стыке многих академических дисциплин, таких как социология, геология, музыка, история и литература. Таким образом, туризм изменил свою суть.

Мои рекомендации не направлены на то, чтобы отказаться от туризма. Наоборот, я считаю, что вклад маркетинга в обеспечение экономической стабильности очень высок. Однако предложения на рынке массового туризма привели к ухудшению состояния окружающей среды. Массовые туристические проекты спровоцировали разлад между территорией и проживающим на ней местным населением, а в экосистеме появился дисбаланс.

В прошлом мы стремились продвигать модель развития сельских районов по образцу индустриальной модели, забывая о традиционных местных ранках и нашем мега-разнообразии, когда регионы вынуждены организовывать специальные мероприятия для привлечения продовольственного потенциала населения. На многих территориях, где процветает массовый туризм, жителям навязывают зарубежные единообразные модели, продукты питания импортируются, доступ на рынок местным традициям и продуктам перекрывается, возникает зависимость от внешнего рынка.

С позиций экосемиотики я хочу предложить открыто обсудить условия для возникновения местного, чистого, доброго и справедливого туризма, обращая особое внимание на вопрос защиты моря. Высокое качество гастрономического предложения должно сочетаться с высококачественной культурной программой: питание для прибывающих туристов видится нам сбалансированным и чистым, при этом оно не наносит вред окружающей среде, животным и дикой природе. Предлагаемые новые способы производства предполагают устойчивое управление нашими экосистемами, включая местные сельские сообщества рядом с туристическими маршрутами. Речь идет об учете в системах планирования на всех этапах: от начала производства до утилизации отходов. Изучать поведение семян, наблюдать за местными видами, оценивать качество воды, анализировать коммерциализацию разнообразных туристических предложений, направленных на благо потребителя,  - таков путь к высококачественному туризму через семиотические трансформации.

Мне кажется, что сегодняшнее время ограничений дает возможность переосмыслить предлагаемую модель и не упустить те аспекты, о которых мы не думали некоторое время назад. При переосмыслении туризма важно в первую очередь думать о благополучии всех, и в особенности местных сообществ, которым туристические мероприятия должны принести выгоду и обеспечить социальную и культурную устойчивость. Точно так же я предлагаю по-новому обучать и самих туристов, ориентировать их на высокие ценности. Их опыт и удовлетворение будут заключаться в том, что они совершат путешествие в неизведанное, заранее зная, что предложение будет разнообразным и благоприятным для устойчивого развития локальных территорий. То есть в первую очередь выиграют местные жители, а не туристы. Одним словом, пришло время остановиться, задуматься, выключить телевизор, подключиться к местным ресурсам и начать все заново.

Перевод с разрешения автора: Инна Меркулова.


Читать также